Фото Анатолия Венгрука

Резонансная пресс-конференция «НЕТ коррупции на морском транспорте!»

состоялась 4 апреля 2019 года в Одессе в рамках торжественной церемонии награждения победителей  12-го Национального морского рейтинга Украины.

Поводом для ее проведения стали итоги 12-го Национального морского рейтинга Украины, а именно номинация «Неудачи года 2018».

По результатам работы экспертов первое место этого антирейтинга было присвоено вопросу роста коррупционных схем и усилению давления на бизнес.

Второе место было отведено развалу работы системы капитанов портов. Так же к неудачам года были отнесены кадровая чехарда и снижение уровни профессионализма в руководстве отраслью, блокада азовских портов вследствие агрессивных действий России, неэффективное управление отраслью и торможение реформ, состав и начало работы Морской администрации (сам факт создания этого органа был признан достижением года 2018) и большой перечень других неудач, которые имели негативные последствия для работы отрасли в целом.

Инициатором проведения пресс-конференции стала морская общественность – Морская Палата Украины – Вячеслав Кисловский, Ассоциация морских агентств Украины – Ксения Пидручная, Ассоциация международных экспедиторов Украины – Виктор Берестенко.

К участию были приглашены так же представители ОО «Бизнес-Варты» - Глава Совета, народный депутат Иван Мирошниченко, члены совета Шота Хаджишвили и Владимир Шульмейстер, директор Ольга Матвеева.

Спикеры пресс-конференции констатировали: в непростое для страны время представители морского бизнеса продолжают работу в основном не благодаря, а вопреки сложившимся обстоятельствам, достигают значительных успехов, продолжают инвестировать отрасль, развивать экономику страны и, в частности, ее морской сектор. В то же время проблемы в отрасли нарастают стремительно, усугубляясь следствиями некомпетентных управленческих решений, вымыванием профессионалов из управления, разрастанием коррупционных схем.

Выступления участников были сосредоточены на конкретных проблемах отрасли, конкретных персоналиях, которые определяют основные условия работы предприятий, учреждений, покровительствуют расширению коррупционных схем, пытаются нажиться на предпринимателях или довести их до банкротства.  Все эти негативные проявления бездарного руководства отраслью, подмены жизненно необходимых реформ нововведениями со значительными коррупционными рисками делает отрасль непривлекательной для инвестиций, для иностранных партнеров, закрывает морские пути для иностранных грузов, делает не конкурентно способными отечественные порты.

Практически все выступающие на пресс-конференции делали ударение не неудовлетворительной работе Морской администрации Украины – нового органа, созданного в результате многолетней  работы широкой морской общественности. Вместо обеспечения конструктивного диалога с этой самой морской общественностью, измерения уровня потребностей в отрасли, руководство Морской администрации заняло позицию самолюбования и игнорирования всякого мнения, отличного от его, окружило себя удобным Общественным советом, имитирующим «общественное мнение», а так же карманными экспертами, продуцирующими «дельные» советы как развить вертикали управления с обеспечением «обратной связи» в виде полезных финансовых потоков. Советы и рекомендации, направляемые в адрес Морской администрации наталкиваются на откровенное игнорирование и брезгливое пренебрежение молодых малоопытных, но безумно дерзких «реформаторов».

Объявление конкурса на замещение «вакантных» должностей капитанов портов в отсутствие самих вакансий (капитаны портов не были уволены на время проведения конкурсов и продолжают исполнять свои обязанности по сей день), назначение двойников капитанов вопреки нормам национального законодательства и здравому смыслу, нововведения в системе дипломирования и подготовки моряков, моментально обросшие коррупционными составляющими, кадровые назначения на должности специалистов с недостаточной профессиональной компетентностью либо вообще с отсутствием профильного образования, подделка документов для получения капитанского диплома руководителей Морской администрации  – далеко не полный перечень «великих» начинаний и «реформ» МорАда, как окрестили моряки Морскую администрацию. 

Исчерпав все разумные доводы для возвращения руководства Морской администрации в  правовое русло – направив бесконечное число писем-обращений, проведя совместное совещание в Министерстве инфраструктуры с целью обсуждения всех потенциальных рисков для отрасли, которые возникли в результате торопливого назначения двойников капитанов морских портов, направив исковое заявление в суд для отмены неправомерных решений и назначений Морской администрации, Морская Палата Украины в лице Вице-президента  Кисловского В.Г. категорично призвала Главу Морской администрации господина Петренко добровольно подать в отставку, принеся извинения морякам и капитанам портов за безответственное и бездарное руководство вверенной ему службой. Молодость, амбиции и словоблудие не всегда лучший спутник чиновника столь высокого ранга. Следует запастись профессионализмом, опытом и достаточной компетентностью. «Практически во всех аспектах деятельности Морской администрации мы имеем большой минус. К сожалению, сегодня у нас нет ни единого позитивного сдвига в организации сотрудничества в морской отрасли», - констатировал капитан Кисловский. Видеозапись выступления В. Кисловского.

Более детально на проблемах сосредоточилась Ксения Пидручная, исполнительный директор Ассоциации морских агентств Украины. В числе таких «друзей» морских агентов, при которых враги уже не требуются, она назвала экологическую инспекцию, Морскую администрацию, Администрацию морских портов и Министерство инфраструктуры – практически все  чиновнические институции, которые хотя бы из чувства самосохранения должны были бы заботиться о создании условий для работы отечественного бизнеса и развития отрасли за счет инвестиций бизнеса. Экологические инспекторы сегодня изощряются в приемах для организации задержки судов, чтобы в итоге начислить компенсации за несуществующий ущерб в размере десятков тысяч долларов США или получить неправомерную выгоду – взятку.

Поддержал предыдущих выступающих и заместитель генерального директора Ассоциации международных экспедиторов Украины Виктор Берестенко. По его мнению ситуация значительно ухудшилась даже по сравнению с 2014 годом. Никто не несет ответственность за незаконное давление на бизнес. Предпринимательство в стране воспринимается в качестве дойной коровы. Цель давления – доведение предприятий до банкротства и принуждение к передаче бизнеса лицам, приближенным к контролирующим органам.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                  Фото Анатолия Венгрука

Президент Ассоциации морских капитанов Одессы Станислав Незавитин очень эмоционально резюмировал: времени ожидать улучшений больше нет. Необходимо требовать немедленного изменения отношения государственных чиновников к тем, кто еще работает в морском бизнесе. Необходимо передавать дела в суд и требовать их рассмотрения и вынесения законных решений. «Вода камень точит. И мы обязательно победим. У нас нет другого выбора», - заявил Станислав Незавитин.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                           Фото Анатолия Венгрука

«Я радовался, когда в 2014-15 годах мы в парламенте приняли ряд чрезвычайно важных решений по дерегуляции бизнеса, - заявил Иван Мирошниченко. Но сейчас я должен констатировать: система берет реванш». Есть кричащие факты коррупции, «затягивания гаек» со стороны государственных структур, о которых нельзя молчать. Потому что вся бюрократия, все искусственные барьеры, создаваемые государственной машиной и  чиновниками, приносят колоссальные убытки бизнесу.

«В ближайшее время мы подготовим соответствующие документы, связанные с озвученной проблематикой, в которых будут обозначены конкретные фамилии тех, кто должен нести ответственность. Обнародуем их и донесем до руководства государства» - пообещал Народный депутат Мирошниченко.

Видеозапись пресс-конференции:

Часть1  

Часть 2 

Часть 3