Одноходовщики.

Творческий подход руководства Мининфраструктуры к соблюдению законодательства приносит первые, не очень радостные для “штаба отрасли” результаты.

“УкрРудПром” неоднократно сообщал о конфликтных ситуациях в Бердянском и Усть-Дунайском портах (Вилково), надуманных проверках внутреннего аудита МИУ и придуманных нарушениях.

В итоге руководители этих предприятий были уволены, но не на основании якобы допущенных нарушений: Николай Ильин — в апреле 2017-го, Владимир Швидченко — 2 мая 2018 года.

В мае 2017 года мы проводили опрос  по ситуации в Бердянском порту и только 2,24% приявших в нем участие респондентов поддержали позицию МИУ (итоги опроса здесь)

В декабре 2017-го по решению Апелляционного суда Запорожской области Николай Ильин был восстановлен на работе, но это решение до сих пор не выполнено.

29 мая Бердянский горрайонный суд удовлетворил жалобу Ильина и признал неправомерной бездеятельность госисполнителя.и обязал провести действия по отношению к должностным лицам Мининфраструктуры. По закону — предупреждение, штраф, а если не будет выполнено — возбуждение уголовного дела (ст. 382 УК).

Предлагаем вашему вниманию полный текст решения.

Нажмите для просмотра документа (pdf)

До сих пор непонятно зачем было увольнять руководителей успешно работающих предприятий в угоду частной компании (как в Бердянске) или же бывшему нардепу от “Партии регионов”, а ныне БПП (как это было в Вилково).

При подготовке этой статьи нам стали известны интересные обстоятельства того, как Мининстерство инфраструктуры злоупотребляет проведением внутреннего аудита для достижения своих сомнительных целей.

В статье 3 Закона “Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности” предусмотрена недопустимость дублирования полномочий и проведения мероприятий государственного контроля разными органами по одному и тому же вопросу.

Государственная аудиторская служба в Запорожской области в июле 2016 года составила акт проверки Бердянского МТП за период 01.01.2014 — 31.05.2016. Однако, через месяц в августе 2016 года МИУ назначает проведение собственного аудита порта за период 01.07.2014 — 31.08.2016.

Такая же ситуация и с Усть-Дунайским портом. В октябре-ноябре 2017-го комиссия МИУ провела аудит за период 01.01.2015 — 30.06.2017. При этом Госаудитслужба ранее проводила проверку за период 01.05.2014 — 30.06.2016.

Результаты госаудита в обоих случаях не были приняты во внимание.

Традиционно в таких случаях ведомственные ревизии имеют цель что-то “накопать” на руководителя предприятия.

Итак, какие же нарушения комиссия МИУ обнаружили в Бердянском МТП.

В 2014 — начале 2015 года порт не взимал плату за проезд автотранспорта, что привело к недополучению 1,4 млн гривен. Ранее эти расходы предусматривались в аккордной ставке за погрузочно-разгрузочные работы. Когда плату начали взимать, в отношении Николая Ильина было возбуждено уголовное дело за злоупотребление служебным положением и нанесение ущерба частным компаниям.

В выводах проекта аудиторского акта также утверждается, что по большей части долгосрочных депозитных договоров предусмотрена более низкая процентная ставка нежели в среднем по Украине. Как оказалось, на самом деле это краткосрочные депозиты, ставка по которым всегда ниже. К тому же в госбанках.

Также утверждается, что было незаконно списано 143,45 литра дизтоплива на сумму 2342,82 грн.

Самым серьезным нарушением оказалась недостача 7 грейферов. Впрочем, потом оказалось, что комиссия это придумала и грейферы нашлись.

Не менее интересны результаты по Усть-Дунайскому порту. Предприятие, на котором работает 80 человек, больше месяца проверяла комиссия из 17 членов, в том числе 6 сотрудников МИУ и 11 — из других госпредприятий.

На наш запрос в МИУ сообщили, что расходы на командировки членов комиссии из МИУ составили 22 623 грн. С учетом расходов на командировки членов комиссии из других госпредприятий, которые в отличие от сотрудников МИУ постоянно находились на предприятии, общие расходы на эту проверку можно оценить примерно в 100 тыс гривен.

Итак, данная комиссия проигнорировала тот факт, что из-за неправомерных действий Генпрокуратуры по аресту буксира “Витязь” порту нанесен ущерб в 12 млн гривен. Данный факт отражен в определении Апелляционного суда Киева от 16.01.2016.

Комиссия обвинила порт в незаконной оплате услуг адвоката в сумме 245 тыс. грн (за 2 года работы — Ред.). Как оказалось в 2015-16 годах порт неоднократно обращался в МИУ и лично к Владимиру Омеляну по поводу оказания правовой помощи в нескольких судебных делах по освобождению буксира “Витязь” из-под ареста. Однакоо никакой помощи предоставлено не было.

В проекте акта еще много смелых выводов и придуманных нарушений. Не говоря уже о неадекватном поведении некоторых членов комиссии из МИУ.

В итоге 02.05.2018 Владимир Швидченко был уволен не по итогам аудита, а в связи с прекращением полномочий (п.5 ч.1 ст.41 КзОТ). Даже в этом случае “штаб отрасли” нарушил закон, так как эта норма применяется в отношении должностных лиц хозяйственных обществ, а не госпредприятий.

И в случае с Бердянским и с Усть-Дунайским портами потрачены немалые бюджетные средства, а также деньги госпредприятий на командировки. Аудиторские акты так по итогу и не были утверждены.

Очевидно, что, во-первых, утверждение актов с якобы нарушениями, ставит в неловкое положение Госаудитслужбу, которая таковых не обнаружила. А Госаудитслужба в случае чего может сама заинтересоваться “штабом отрасли”.

Во-вторых, в случае принятия министром решений по итогам аудитов такого качества, эти решения будет уже рассматриваться в плоскости букета статей УК по должностным преступлениям.

Сложно понять “команду реформаторов”, которая так откровенно нарушает законы и не может просчитать последствия хотя бы на два хода вперед.

Интересно, что управление внутреннего аудита и контроля МИУ возглавляет Вячеслав Никифоров, который был замначальника этой структуры еще при “злочинной владе”. Хоть в чем-то сохранилась преемственность.

Источник: Укррудпром