???°???????????? ???? ?·?°?????????? ?????°????: ?????????°????

 

?®?????? ???µ??????????    Юрий Сергеев «Юридическое бюро Сергеевых», управляющий партнер, к.ю.н., адвокат

Занимая выгодное геополитическое положение и учитывая либерализацию визовых процедур, Украина стала одной из ведущих стран поставщиков рабочей силы за рубеж. Вопросы правового статуса трудящихся-мигрантов определяются, как правило, актами международных организаций, прежде всего, Международной организации труда (далее - МОТ) и Организации объединенных наций (далее - ООН). Некоторые вопросы трудовой миграции находятся также в компетенции Международной организации по миграции (далее - МОМ).

Следует отметить, что существует определенный массив международных норм, регулирующих вопросы труда этой категории работников. В частности, это Конвенция МОТ №97 «О трудящихся-мигрантов» 1949 (пересмотренная), которая предусматривает, что каждая страна-член, для которого настоящая Конвенция находится в силе, обязуется предоставлять иммигрантам (без дискриминации по признаку национальности, расы , религии или пола), законно прибывающих на его территорию, не менее благоприятные условия, чем те, которые имеют ее граждане, по вопросам заработной платы, рабочего времени, сверхурочной работы, возраста приема на работу, членства в профсоюзах, проживание и т.

Термин «трудящийся-мигрант» в Конвенции МОТ №97 означает лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить иначе, чем за свой счет, и охватывает любое лицо, которое согласно закону признается трудящийся-мигрант. В то же время отмечается, что эта Конвенция не применяется к пограничным работников, лиц свободных профессий и артистов, въезжающих на короткий срок, а также моряков.

В 1975 г.. Была принята Конвенция МОТ №143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равных возможностей и равного отношения», которая закрепляет обязательства соблюдать основные права человека по трудящихся-мигрантов. Отмечается праве каждого человека покидать любую страну (включая родину) и возвращаться в свою страну, как это предусмотрено во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах.

В соответствии со ст. 11 Конвенции МОТ №143, термин «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получения любой работы, кроме как за свой счет, и касается любого лица, законно въехал в страну как работник-мигрант. В отличие от Конвенции МОТ №97, это положение также касается таких групп лиц: трудящихся приграничных районов; артистов и представителей свободных профессий, въехавших в страну на короткие сроки; моряков; лиц, приезжающих с целью получения подготовки или образования; служащих учреждений или предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории страны и которые были временно допущены в эту страну по просьбе нанимателя для выполнения специальных функций и задач на ограниченный и установленный период времени, а также обязаны выехать из страны после выполнения своих функций или задач . Конвенция МОТ №143 и Рекомендация МОТ №151 о трудящихся-мигрантов направлены прежде всего на борьбу со злоупотреблениями в сфере миграции, обеспечения трудящимся-мигрантам равных возможностей, отношения и условий, аналогичных тем, которые имеют граждане страны.

В 1977 г.. Было принято Европейскую конвенцию о правовом статусе трудящихся-мигрантов. Государства-члены Совета Европы решили, что правовой статус трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами этих государств, должен регулироваться таким образом, чтобы максимально обеспечить им режим во всех аспектах условий жизни и труда, который будет не менее благоприятным, чем тот, который предоставляется работникам, являющимся гражданами принимающего государства.

Вышеупомянутая Конвенция была ратифицирована Верховной Радой Украины в 2007г. И регулирует такие вопросы правового статуса трудящихся-мигрантов: трудоустройство, прохождение медицинского обследования и профессиональных экзаменов, оформления разрешения на работу и вида на жительство, безопасность труда, перевод денежных сбережений, оказание социальной и медицинской помощи и тому подобное.

В Европейской конвенции «трудящимся-мигрантом» считается гражданин договорной стороны, которому другая договаривающаяся сторона позволила находиться на ее территории для выполнения оплачиваемой работы. Кроме определения понятия «трудящийся-мигрант», Конвенция содержит также перечень лиц, к которым не применяются положения настоящей Конвенции: пограничные работники; актеры, другие артисты эстрады и спортсмены, приглашенные на короткий промежуток времени, а также лица свободной профессии; моряки; лица, получающие профессиональную подготовку; сезонные рабочие; сезонные трудящиеся-мигранты; рабочие, которые являются гражданами договорной стороны и выполняют конкретную работу на территории другой договаривающейся стороны от имени предприятия, зарегистрированный офис которого находится за пределами территории этой Договаривающейся стороны.

В соответствии с нормами Европейской конвенции, каждому трудящемуся-мигранту, принятому на работу, перед выездом в государства принимающей выдается трудовой договор или конкретное предложение работы. Эти документы могут быть заключены одной или более языках, используемых в государстве происхождения, и одной или более языках, используемых в государстве

Источник: ЮГ