???°?????»?µ?????µ ?????????????µ?????????° ?????????°?????????????????? ???? ???????????? ???????µ???° ?????µ???????? ???°?»?°???? ???????°??????

 

Заявление Министерства инфраструктуры по поводу Отчета Счетной палаты Украины

 

Мининфраструктуры по результатам ознакомления с актом и проектом Отчета о результатах аудита Счетной палаты Украины,официально опровергло и предоставило замечания, поскольку большинство выводов и утверждений не соответствуют действительности и опровергаются.

Мининфраструктуры как орган управления объектами государственной собственности в 2016 году обеспечило выполнение субъектами хозяйствования планового показателя чистого финансового результата на 120,0% (план 2016 года - 6 700 600 000 грн, факт 2016 года - 8 037 900 000 грн ), а также показателя по наполнению доходной части государственного бюджета от собственности субъектов хозяйствования на 132,8% (план2016 года -12 569 500 000 грн, факт 2016 года - 16 697 100 000 грн).

 Значительный рост в течение 2016-2018 годов демонстрируют как авиация в целом, так и государственные аэропорты, которые находятся в управлении Министерства инфраструктуры. Так, ГП «Международный аэропорт« Львов »имени Даниила Галицкого» имеет следующие показатели: чистый доход от реализации продуктов (товаров, работ, услуг) 2015 года составил 178 220 тыс. Грн, в 2016 - 288 304 тыс. Грн, 2017 - 390 233 тыс грн. По результатам деятельности аэропорта в 2017 (январь-декабрь) авиаперевозками воспользовались 1 млн 80 тыс. Пассажиров, что на 46,3% больше, чем за 2016 (738 тыс. Пасс.). Количество совершенных рейсов - 11 983, что на 35% больше, чем за 2017 год. ГП «Международный аэропорт« Борисполь »успешно прошло аудиторскую проверку финансовой отчетности по национальным стандартам бухгалтерского учета за 2017 год. Аудит подтвердил достигнутое в 2017 году увеличение доходов и доходов государственного предприятия. Чистые доходы от реализации в 2017 году увеличились на 15% и составили 3870000000 грн (в 2016 - 3350000000 грн), при этом прибыль до налогообложения увеличилась на 25% до уровня 2110000000 грн (в 2016 - 1 , 69 млрд грн). Чистая прибыль государственного предприятия по национальным стандартам бухгалтерского учета в 2017 году составил 1730000000 грн (в 2016 - 1390000000 грн). Указанных результатов государственное предприятие достигло благодаря привлечению дополнительного пассажиропотока: количество обслуженных в течение 2017 пассажиров выросло на 22%, до уровня 10550000 человек (2016: 8650000 человек).

 Причинами незначительного недовыполнение в 2017 году некоторыми предприятиями отрасли финансовых результатов (план 2017 года - 7 560 200 000 грн, факт 2017 года - 6 847 600 000 грн, что составляет менее 10%) стали недополучения к переработке запланированного объема груза и потеря соответствующих доходов преимущественно по следующим причинам:

 - общая тенденция сокращения Украины в 2017 году экспорта железной руды и концентрата по сравнению с 2016 годом на 4,6% (об этом свидетельствуют данные таможенной статистики, обнародованные ДФС Украины);

 - падение объемов перевалки металлопродукции, которое связано с закрытием в марте 2017 транспортного сообщения с временно оккупированными территориями (Донецкой и Луганской областей), а также с ограничением поставок коксующегося угля и кокса с временно оккупированных территорий в адрес металлургических заводов;

- снижение объемов перевалки сжиженного газа российского происхождения, произошло из-за переориентации грузопотока на порты России;

 - изменения в номенклатуре грузов.

 В то же время незначительное недовыполнение в 2017 году предприятиями отрасли платежей в государственный бюджет (план 2017 года - 15 920 300 000 грн, факт 2017 -15 472 500 000 грн, что составляет менее 3%) вызвано потерей доходов, уменьшением базового норматива отчисления доли прибыли с 75% до 50%, что направлялись на выплату дивидендов хозяйственными обществами, в уставном капитале которых есть корпоративные права государства (постановление Кабинета Министров Украины от 01.03.2017 №120), осуществлением авансовых платежей в ноябре - декабря 2016 года по налогу на прибыль в печаль 800 099,4 тыс. Грн.

 Так, переплата налога на прибыль составила ГП «Администрация морских портов Украины» - 144 933,0 тыс грн; ГП «МТП« Черноморск »- 12 203,8 тыс. Грн; ГП «Одесский МТП» - 36 199,0 тыс. Грн; СК «Ольвия» - 18 126,0 тыс. Грн; ГУ «Госгидрография» - 7 273,0 тыс. Грн; ГП «Мариупольский МТП» - 15 118,0 тыс. Грн; ГП «МТП« Южный »- 100 300,0 тыс. Грн; ГП «Бердянский МТП» - 9 746,4 тыс. Грн; ПАО «Укрзализныця» - 274 579,0 тыс. Грн; ГП «МА« Львов »имени Даниила Галицкого» - 9929,0 тыс. Грн; ГП «Украэрорух» - 51 519,0 тыс. Грн, ГП «МА« Борисполь »- 99 256,0 тыс. Грн; другие - 20 917,2 тыс. грн.

 ГП «МТП« Черноморск »на 01.01.2017 сумма авансовых платежей по отчислению части чистой прибыли (дивидендов) составила 59 525,8 тыс.

 Общая сумма перечислений в бюджеты всех уровней и в государственные целевые фонды в 2017 году составила 30 297, 0 млн грн, что составляет 99,5% от запланированного и 107,6% к факту прошлого года.

 Таким образом, потери доходов предприятий отрасли произошли под влиянием выше приведенных факторов, на которые субъект управления не влияет и не имеющие быть основанием для утверждения об отсутствии должного контроля со стороны субъекта управления объектами государственной собственности и неэффективной системы управления объектами государственной собственности.

В 2018 году в сфере управления Министерства инфраструктуры находится 43 финансово активных государственных предприятий отрасли.

 С целью актуализации организаций, относящихся к сфере управления Министерства инфраструктуры Украины, Министерство неоднократно инициировало внесение изменений в распоряжение Кабинета Министров Украины от 21.03.2011 № 265 «Вопросы управления Министерством инфраструктуры объектами государственной собственности».

 Перечни субъектов хозяйствования Министерство направляло Минэкономразвития, Минфина, ФГИУ, Госкомстата. То есть указанные центральные органы исполнительной власти должны актуальную информацию о реальном количестве субъектов хозяйствования, относящихся к сфере управления Мининфраструктуры.

 С целью обновления сведений, внесение данных в АС «Юридические лица» с последующим предоставлением информации в Единый реестр объектов государственной собственности издан приказ Мининфраструктуры от 07.03.2018 № 113 «О проведении инвентаризации государственного имущества, оформление права собственности на объекты недвижимого имущества и права пользования земельными участками ».

 Мининфраструктуры придавало в ФГИУ информацию в АС «Юридические лица» в течение 2017 - I квартала 2018 в электронной форме.

 При этом отмечаем, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона Украины «Об управлении объектами государственной собственности» и постановления Кабинета Министров Украины от 14.04.2004 № 467 «Об утверждении Положения о Едином реестре объектов государственной собственности» Фонд государственного имущества Украины формирует, ведет Единый реестр объектов государственной собственности и выступает его распорядителем.

 Государственные предприятия, которые относятся к сфере управления Мининфраструктуры, разрабатывают свои стратегические планы, руководствуясь приказом Мининфраструктуры от 20.01.2014 № 29.

 Большинство государственных предприятий отрасли имеют действующие утверждены стратегические и инвестиционные планы развития. Мининфраструктуры проводит работу по разработке и утверждению соответствующих планов для остальных предприятий. В частности, письмом Мининфраструктуры от 06.07.2018 № 2254/27 / 14-18 предприятиям отрасли даны рекомендации по составлению стратегических планов развития.

С целью координации утверждение стратегических и инвестиционных планов и контроля за их выполнением создан Директорат стратегического планирования и координации государственной политики в области транспорта.

 Большинство финансово активных государственных предприятий отрасли на начало планового года имеют утвержденные в установленном порядке финансовые планы, при этом обращаем внимание на то, что в сферу управления Мининфраструктуры принадлежит крупнейшая среди субъектов управления объектами государственной собственности количество предприятий-монополистов и предприятий с объемом чистой прибыли более 50 млн грн, а также предприятий, органом управления которых является Кабинет Министров Украины.

 Так, например

 - на начало 2017 г из 43 финансово активных государственных предприятий отрасли имели утвержденные в установленном порядке финансовые планы на 2017 год 20 предприятий, а также финансовые планы 13 предприятий-монополистов и предприятий с объемом чистой прибыли более 50 млн грн, были направлены согласно установленной процедуры для принятие решения Правительства;

 - на начало 2018 с 43 финансово активных государственных предприятий отрасли имели утвержденные в установленном порядке финансовые планы на 2018 32 предприятия, в том числе финансовые планы 9 предприятий-монополистов и предприятий с объемом чистой прибыли более 50 млн грн, а также финансовые планы 3 предприятий-монополистов и предприятий с объемом чистой прибыли более 50 млн грн, были направлены согласно установленной процедуры для принятия решения Правительства;

 - на текущую дату с 43 финансово активных государственных предприятий отрасли имеют утвержденные в установленном порядке финансовые планы на 2019 22 предприятия и также финансовые планы 7 предприятий-монополистов и предприятий с объемом чистой прибыли более 50 млн грн, проходят процедуру согласования с центральными органами исполнительной власти согласно установленной процедуры.

 На своевременность формирования и утверждения финансовых планов влияют следующие факторы:

- предприятия отрасли не имеют возможности сформировать до 1 июня года, предшествующего плановому, плановые показатели в связи с постоянными изменениями конъюнктуры рынка, колебаниями на валютном рынке, невозможностью прогнозирования на таких ранних сроках плановых показателей грузопереработки в результате постоянного переориентация грузопотоков;

 - сроки утверждения основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины на плановый год (на 2017 год - постановление Правительства от 01.07.2016 № 399, на 2018 год - постановление Правительства от 31.05.2017 № 411, на 2019 - постановление Правительства от 11.07. 2018 № 546);

 - процедура согласования финансовых планов предприятий - монополистов и предприятий с объемом чистой прибыли более 50 млн грн, а также предприятий, органом управления которых является Кабинет Министров Украины довольно длительной (фактически до 3-5 месяцев).

 Приказом Мининфраструктуры от 31.03.2017 № 123 «О наблюдательные советы», с изменениями, принято решение создать наблюдательные советы на 8 предприятиях отрасли, где их образования является обязательным.

 На сегодня утвержден уставы 8 субъектов хозяйствования, в которых предусмотрено создание наблюдательных советов.

 Кроме того, утверждено Положение о принципах формирования наблюдательных советов вышеуказанных субъектов хозяйствования.

 Следующим этапом является конкурсный отбор кандидатов на должности независимых членов наблюдательных советов указанных субъектов хозяйствования, подведомственных Мининфраструктуры, путем проведения публичных прозрачных конкурсов.

 Приказами Мининфраструктуры от 20.04.2018 № 187 и от 21.05.2018 № 227, № 229 объявлен отбор кандидатов на должность независимых членов наблюдательного совета особо важных для экономики субъектов хозяйствования.

 Мининфраструктуры подало соответствующие документы в комитет по назначению руководителей особо важных для экономики пидприемствдля проведения конкурсного отбора независимых членов наблюдательных советов, в том числе предложило кандидатуры в состав комиссии по отбору.

 Сегодня комитет по назначению руководителей особо важных для экономики предприятий и комиссия по отбору руководителей особо важных для экономики предприятий начали конкурсный отбор независимых членов наблюдательных советов на ОАО «Укрпочта», ГП «Администрация морских портов Украины» и ГП «Международный аэропорт Борисполь».

Следует отметить, что Законом Украины «Об управлении объектами государственной собственности», Постановлением №142 не предусмотрено сроков образования наблюдательных советов на государственных предприятиях и в хозяйственных обществах, в части внесения изменений в уставы и утверждение положений о принципах формирования наблюдательных советов.

 Мининфраструктуры соответствии с возложенными на него задачами по осуществлению функций по управлению объектами государственной собственности с целью недопущения неуправляемости особо важных предприятий и обеспечения их стабильной работы после возникновения вакансии руководителя такого предприятия было вынуждено в крайне сжатые сроки принимать решение о возложении исполнения обязанностей руководителя на определенное лицо или назначения его исполняющим обязанности, с одновременным внесением в Кабинет Министров Украины соответствующего представления и проекта розпор ядження.

 Это объясняется тем, что Мининфраструктуры как орган управления считает, что непринятие соответствующих кадровых решений может привести к неуправляемости, дестабилизации работы или даже остановки крайне важных для экономики и государства в целом субъектов хозяйствования.

 Следует также обратить внимание на определенную несовершенство и непрактичность положений Порядка проведения конкурсного отбора руководителей субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 03.09.2008 № 777.

 Практика показывает, что орган управления не всегда может планировать / предвидеть возникновение вакансии руководителя предприятия, а следовательно, обеспечить в объективно крайне сжатые сроки согласования с Кабинетом Министров Украины кандидатуры лица, на которое будет возложено исполнение обязанностей руководителя или которая будет назначен исполняющим обязанности руководителя.

 Следует отметить, что по представлению Мининфраструктуры в период 2017 июль 2018 от Кабинета Министров Украины в установленном порядке в Министерство не поступало ни одного решения о согласовании или отказе в согласовании назначения исполняющего обязанности руководителя особо важного предприятия или возложении исполнения обязанностей руководителя особенно важного предприятия.

 При таких условиях неприятия Мининфраструктуры управленческих решений по обеспечению управляемости предприятием должно крайне негативные последствия для финансового-хозяйственной деятельности таких предприятий и фактически свидетельствовало бы о не обеспечение Министерством функций по управлению объектами государственной собственности.

В своей деятельности Мининфраструктуры руководствуется Стандартами внутреннего аудита, утвержденными приказом Министерства финансов Украины от 04.10.2011 № 1247.

 Проведение внутренних аудитов осуществляется в соответствии с полугодовых планов, утвержденных Мининфраструктуры. В соответствии с пунктом 2.11 Стандартов полугодовые планы составляются с учетом резерва рабочего времени на проведение внеплановых внутренних аудитов, который рассчитывается в зависимости от специфики деятельности учреждения, но не более 25 процентов рабочего времени, назначенного на проведение внутренних аудитов.

 Так, в 2016 году работники Министерства провели 19 внутренних аудитов, из которых 8 плановых и 11 внеплановых (57% от общего количества), а также приняли участие в 1 контрольном мероприятии (комиссионная проверка).

 Стоит отметить, что по итогам года Минфина, которому Мининфраструктуры подавало годовой отчет, выражало замечания по проведению значительного количества внеплановых внутренних аудитов и подчеркивало необходимость уменьшения их количества.

В 2017 году работники Министерства провели 19 внутренних аудитов, из которых 13 плановых и 6 внеплановых (31% от общего количества), а также приняли участие в 9 контрольных мероприятиях (комиссионные проверки).

 По результатам проведенных в 2016 внутренних аудитов выявлены финансовые нарушения на общую сумму 661 853,4 тыс. Грн.

 Сумма нарушений, которые привели к потерям (убытков) финансовых и материальных ресурсов составила 98 171,0 тыс. Грн, или 14,8% общей суммы выявленных нарушений.

 Сумма других нарушений, которые не привели к потерям материальных и финансовых ресурсов, составила 563 682,4 тыс. Грн, или 85,1% общей суммы выявленных нарушений.

 В то же время, по результатам внутренних аудитов, проведенных в течение 2017 года, общая сумма установленных нарушений составляет 1319 418,7 тыс. Грн.

 Сумма нарушений, которые привели к потерям (убытков) финансовых и материальных ресурсов, составила 255 053,7 тыс. Грн, или 19,3% из общей суммы выявленных нарушений.

Размер других нарушений, которые не привели к потерям, составляет 1064 365,0 тыс. Грн, или 80,7% общей суммы выявленных нарушений, размер которых по сравнению с 2016 годом увеличился на 500 682,6 тыс. Грн, или на 89 %, что обусловлено выявлением нарушений, связанных с оплатой за государственные средства стоимости товаров, работ и услуг без проведения процедуры закупки или с нарушением установленного законодательством порядка ее проведения.

 По результатам мониторинга и принятия мер по устранению нарушений по 2017 устранено финансовых нарушений, которые привели к потерям финансовых и материальных ресурсов на сумму 27 854,42 тыс. Грн.

 Отмечаем, что Мининфраструктуры принимает все необходимые меры реагирования по результатам внутренних аудитов, проведенных в 2016 - 2017 лет, так, принимаемые управленческие решения по привлечению виновных должностных лиц к ответственности, а именно:

 - руководителя ГП «Николаевский морской торговый порт» -в.о. директора предприятия Колтыпин С.Е. приказом Мининфраструктуры от 03.02.2017№ 9-В отстранен от работы на основании постановления следственного судьи Печерского районного суда г.. Киева, в дальнейшем в соответствии с приказом Мининфраструктуры от 26.04.2018 № 30-О освобожден от должности;

- руководителя ГП «Днепропетровский орган по сертификации железнодорожного транспорта» Мыцко Р.С. приказом Мининфраструктуры от 10.03.2017 № 24-О освобожден от должности;

 - руководителя ГП «Администрация морских портов Украины» Амелина А.М. приказом Мининфраструктуры от 21.04.2017 № 42-О освобожден от должности;

 - руководителя Николаевского филиала ГП «Администрация морских портов Украины» Козонак В.М. приказом Мининфраструктуры от 22.05.2017 № 57-О освобожден от должности;

- руководителя Одесского филиала ГП «Администрация морских портов Украины» Соколова М.Ю. приказом Мининфраструктуры от 23.05.2017 № 58-О освобожден от должности;

- руководителя Ильичевского филиала ГП «Администрация морских портов Украины» Скворцова Г.П. приказом Мининфраструктуры от 30.06.2017 № 75-О освобожден от должности;

 - начальника ГП «Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков» Пикулик В.В. приказом Мининфраструктуры от 30.09.2016 № 140-О освобожден от исполнения обязанностей;

 - и. о. директора ГП «Одесский МТП» Слободянюка В. В. приказом Мининфраструктуры от 23.11.2017 № 138-О освобожден от исполнения обязанностей;

 - начальника ГП «Укрводпуть» Верещаку М. А. приказом Мининфраструктуры от 16.11.2017 № 134-О освобожден от должности;

 - генеральный директор УДП «Укринтеравтосервис» Довбыш О. приказом Мининфраструктуры от 25.04.2018 № 28-О освобожден от должности;

 - и.о. директора ГП «МТП« Усть-Дунайск »Швидченко В.И. приказом Мининфраструктуры от 02.05.2018 № 31-О уволен с должности.

Кроме того, по результатам внутренних аудитов, за случаи нарушения ведения хозяйственной деятельности, непринятие мер по устранению нарушений и недостатков в работе предприятия, руководители предприятий полностью или частично лишаются премий.

 С целью защиты прав и законных интересов государства материалы внутренних аудитов по решению руководства Мининфраструктуры предоставляются в правоохранительные органы.

Так, по результатам контрольного мероприятия, проведенного на ГП «Морской торговый порт« Черноморск », Генеральной прокуратурой Украины открыто уголовное производство по № 42013170500000025 от 08.06.2016.

По материалам внутреннего аудита, проведенного на ГП «Администрация морских портов Украины», прокуратурой Николаевской области открыто уголовное производство по № 42061151030000187 от 22.06.2016.

 По материалам контрольного мероприятия, проведенного в ГП «Дирекция по строительству и управлению национального проекта« Воздушный экспресс »и других инфраструктурных объектов Киевского региона», Национальной полицией Украине открыто уголовное производство по № 12015100000000512 от 15.01.2016, кроме того, Службой безопасности Украины по этим материалам открыто уголовное производство по № 22016000000000439 от 05.12.2016.

 По результатам проведенного аудита соответствия деятельности ГП «Днепропетровский орган по сертификации железнодорожного транспорта» Управлением защиты экономики в Днепропетровской области Департамента защиты экономики Национальной полиции Украины (письмо от 27.09.2017 № 33716/0 / 7-17) 12.09.2017 открыто уголовное производство № 12017040650003100 по части второй статьи 191 Уголовного кодекса Украины.

 Материалы других внутренних аудитов привлекаются к открытым уголовных производств.

 Таким образом, Мининфраструктуры создает механизм учета субъектов хозяйствования, осуществляет меры по обеспечению объективных данных о количестве государственных предприятий и хозяйственных обществ, а также для создания наблюдательных советов государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ.

 

Источник: МИУ