Дмитрий Петренко, заместитель Главы Укртрансбезопасности.

 

10 марта 2017 года в Киеве состоялось заседание Комитета водного транспорта Общественного совета при Государственной службе безопасности на транспорте (ДСБТ). Участники мероприятия обсудили важнейшие для морской отрасли вопросы, включая реформирование нормативной базы тренажерных центров, проблемы маломерного флота, создание платформы морских профсоюзов.

Международный рынок труда в сфере судоходства сегодня крайне насыщен, и нашим морякам необходимо обеспечить условия для конкурентоспособной борьбы.  В связи с этим многие участники отрасли в Украине задумываются над тем, как сделать профессиональные качества нашего моряка более привлекательными для судовладельца. Особенно учитывая тот факт, что от иностранных судовладельцев все чаще поступают пожелания по улучшению процесса сертификации украинских моряков, а значит, необходимость реформирования этого процесса назрела уже очень давно.

Все присутствующие на мероприятии были едины во мнении: работу тренажерных центров, где проходят обучение моряки, необходимо серьезно реформировать. На сегодняшний день подготовка моряков либо не ведется вообще, либо осуществляется формально. Это приводит к тому, что спрос на украинцев на международном рынке труда падает. Заместитель главы ДСБТ Дмитрий Петренко отметил: в Министерстве инфраструктуры уже давно ведется работа по подготовке нормативной документации, что является одним из главных условий успешного реформирования.

Член Общественного совета при ДСБТ Алексей Габ, в свою очередь, заметил: крайне важно, чтобы подготовка моряков и в дальнейшем осуществлялась в рамках требований Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ 78/95). Реформы должны быть системными, необходимо менять подход к подготовке кадров, корректировать схему контроля процесса обучения. Общественный совет готов привлекать к сотрудничеству сторонних экспертов, которые могли бы помочь в этих вопросах.

Участники заседания пришли к выводу: от того, насколько активным будет участие государства в процессе повышения качества образования, зависит очень многое. Если подойти к проблеме комплексно, выработать типовые государственные требования, то появится возможность проверять не хозяйственную деятельность тренажерных центров, а в первую очередь именно качество подготовки, выполнение ими требований Конвенции ПДНВ 78/95. В этом и заключается суть реформы.

ДСБТ предлагает изменить ситуацию таким образом, чтобы моряки понимали: работодателю нужны не сертификаты, а знания. «Процесс обучения необходимо наблюдать с момента подачи заявления до этапа выходного контроля, – отметил Дмитрий Петренко. – Поэтому мы намерены инициировать такой вариант: при старте обучения вносить информацию о моряке в реестр, фиксируя затем дату получения итогового документа. Это позволит контролировать время, затраченное на обучение, и снимет сразу до 40% всех проблем».

Еще один путь, предложенный ДСБТ, – видеоконтроль процесса обучения, особенно что касается выполнения требований 6 главы Конвенции ПДНВ 78/95, в которой идет речь о связанных с безопасностью действиях моряка. И здесь тоже есть свои нюансы. К примеру, средняя стоимость обучения для получения сертификата НБЖС составляет в тренажерных центрах около 500 гривен. При этом каждый абитуриент должен использовать в процессе обучения не менее двух огнетушителей, а заправка только одного огнетушителя обходится в сумму около 200 — 300 гривен. Оплата за обучение, таким образом, может даже не покрывать стоимости расходных материалов, а ведь помимо этого, еще есть такие статьи, как зарплаты преподавателям, оплата электроэнергии и так далее. «Реальная подготовка моряка обходится в несколько раз дороже, чем это это стоит сейчас, – резюмировал Дмитрий Петренко. И добавил: – Если бы у нас был единый, прописанный в законе стандарт подготовки моряков, вся наболевшая проблематика была бы снята».

Реформирование ожидает и малый/маломерный флот. На сегодняшний день удостоверения, в частности, сертификаты судоводителей, не соответствуют европейским стандартам. На заседании было принято решение пересмотреть и внести изменения в Порядок выдачи и образец Удостоверения (Сертификата) судоводителя прогулочного судна в соответствии с рекомендациями Резолюции №40 Еврокомиссии ООН. Планируется также пересмотреть систему подготовки и аттестации судоводителей парусных судов, с тем чтобы украинские яхтсмены получали документы, валидные в других странах, и могли беспрепятственно принимать участие в международных парусных регатах.

На сегодняшний день существует еще одна актуальная проблема: отсутствует перевод текста Конвенции ПДНВ 78/95 с Манильскими поправками. А для выполнения полного перевода у «Укртрансбезопасности» нет ресурсов, есть лишь версия без поправок. Поэтому Комитет принял решение инициировать подготовку правильно переведенного документа и его подачу в Мининфраструктуры. Общественный совет обратится в связи с этим к представителям морской общественности, учебным центрам, крюинговым компаниям.

Также внимание уделили и не менее важному вопросу, связанному с ратификацией Конвенции ILO (пересмотренной) об удостоверениях личности моряков №185. Эта Конвенция подразумевает  выдачу моряку биометрического удостоверения личности. Которое, в  свою очередь, облегчает процесс увольнения на берег, трансфера или транзита на территории иностранных государств, ратифицировавших Конвенцию (пересмотренную) об удостоверениях личности моряков  №185. Вплоть до того, что моряку виза в эти страны не нужна. Украина же Конвенцию в пересмотренной версии не ратифицировала, а это дает преимущества морякам из тех стран, которые Конвенцию ILO №185 уже ратифицировали. Когда работодатель набирает экипаж на судно, он нередко отдает предпочтение тем морякам, трансфер и транзит которых обойдется его компании дешевле и быстрее. Опыт и знания украинского моряка, с одной стороны, и экономия на оформлении визы для иностранного моряка, с другой; перед работодателем будет стоять выбор, и чаще всего решение принимается в пользу экономии. Представители ДСБТ поддержали идею о том, что Конвенцию ILO №185 необходимо ратифицировать. Сейчас ведется работа над постановлением о введении биометрики в удостоверениях личности моряков. Следующий шаг – ратификация Конвенции, что станет очередным пройденным этапом на пути реформирования системы выдачи морских документов.

Дмитрий Петренко проинформировал собравшихся и по поводу ратификации Конвенции MLC 2006. В частности, он сообщил, что на днях Минюст вернул документ с рядом замечаний, которые будут учтены, и уже в ближайшее время в доработанном виде текст Конвенции MLC 2006 снова отправят в Минюст.

Одной из актуальных задач на сегодня является обеспечение защиты прав украинцев на судах иностранных судовладельцев. Присутствующий на заседании Общественного совета Председатель Федерации Морских Профессиональных Союзов Украины Максим Слюсаревский напомнил о том, что некоторое время назад состоялось объединение трех крупнейших морских профсоюзов. Сформированная платформа украинских морских профсоюзов призвана защищать интересы моряков, для чего был разработан новый коллективный договор, который соответствует требованиям конвенции MLC 2006.

«Общественный совет, профсоюзная платформа, тренажерные центры и крюинги готовы бороться за украинского моряка, предоставлять ему все возможности для качественного обучения, а значит, и для успешного трудоустройства, – подвел итог мероприятия Дмитрий Петренко. – И вектор в этом и подобных вопросах должна задавать общественность».

Источник: - http://seafarers.com.ua/certification-and-employment-of-seafarers/12070/