???°???????????? ???? ?·?°?????????? ???·?????? ?????·???°

Народные депутаты не перестают удивлять своей плодовитостью - плодят законопроекты с завидной скоростью и сомнительной целесообразностью.

 

На этот раз инициаторами нового творения - Проекта Закона о внесении изменений в некоторые законодательные аты Украины относительно усиления государственной поддержки украинцев за границейстали нардепы:

Так 14.03.2019 года законопроект № 10153 был получен Верховной Радой Украины, определен в категории "Отраслевое развитие" (?),  этой же датой зарегистрирован, и 15.03.2019 направлен для рассмотрения в комитет.

В обосновании необходимости принятия законопроекта содержится ряд «открытий»:

 Откровение 1: в течение  2014-2018 годов выезд граждан Украины за границу с целью трудоустройства приобрел массовый характер.  

 Откровение 2: в последнее время миграционная ситуация в Украине характеризуется резким увеличением масштабов внешней трудовой миграции (преобладанием эмиграции над иммиграцией)

 Откровение 3: все чаще трудовая миграция приводит к длительному, многолетнему пребыванию мигрантов за границей, постепенной их ассимиляции, приобретения гражданства другой страны и превращения в заграничных украинцев.

Откровение 4: авторы законопроекта признают «преимущественно нелегальный и стихийный характер такой миграции».

Откровение 5: Статья 43 Конституции Украины предусматривает, что каждый гражданин имеет право на работу, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности…»

По понятным причинам авторы законопроекта констатируют невозможность точного исчисления количества украинцев, выехавших за границу в поисках работы, лучшей жизни; отсутствие достоверной информации об общей численности трудовых мигрантов, «не смотря на количество граждан, которые ежегодно нуждаются в государственной поддержке при выезде на работу за границу».

 А дальше следуют казуистические выводы.

Одной из причин критической ситуации с трудовой миграцией в стране, оказывается, является неэффективность системы учета в сфере трудовой миграции, и, внимание! – отсутствие единого государственного органа, ответственного за осуществление мониторинга в сфере трудовой миграции!

А еще авторы законопроекта, отмечая обязанность государства обеспечить возможность каждому гражданину Украины реализовать свое право на труд,  расширяют задачу государства, обеспечивая права своих граждан на достойный труд и зарплату за пределами государства: «в случае невозможности гражданина по объективным или субъективным причинам реализовать такое право на территории Украины, государство призвано создать такие условия для реализации такого права за границей, а так же обеспечить надлежащую социальную защиту трудовым мигрантам и членам их семей, которые остаются в Украине». Лозунг «За Мир во всем мире» меркнет перед амбициозными и нелогичными целями нардепов.

Конечно, стране не хватает и миграционного законодательства, и надлежащей миграционной статистики, и комплексных научных исследований процессов внешней трудовой миграции, что «усложняет возможность оценки масштабов такой миграции и прогнозирования ее последствий». При этом для устранения последнего недостатка -  комплексного научного исследования – не нужен закон, достаточно выделить деньги в бюджете для отечественной науки, которая пока еще имеет потенциал в виде высоко профессиональных специалистов (в отличие от кадрового состава ВРУ). А еще авторы законопроекта в красках описывают многочисленные сложности, которые преодолевают наши сограждане, решившие пытать счастья в других странах, предоставляют «глубокий» анализ всех причин, которые усложняют жизнь украинских трудовых мигрантов за границей.

В чем же инициатива законопроекта? Все просто: стране нужен еще один государственный орган с штатом чиновников (естественно с достойной зарплатой) только для того, чтобы мониторить миграционные процессы, общаться с украинскими диаспорами и призывать их оказывать посильныю помощь гражданам Украины, работающих в других странах, предоставлять населению консультации по трудоустройству за границей, обеспечивать поддержку трудовым мигрантам и членам их семей за счет нового фонда, который будет наполняться взносами самих трудовых мигрантов!

Эврика! Мигрант, помоги себе сам через государственный институт, который будет о тебе заботиться за счет твоих же налогов и взносов.

 И, совершенно не безобидным для бизнеса, но абсолютно нелогичным выглядит пункт о необходимости пересмотра деятельности коммерческих структур, которые занимаются незаконным посредничеством в трудоустройстве  за границей. Это утверждение следует после констатации стихийного увеличения нелегальной  трудовой миграции. И неприлично сочинителям законов не знать элементарные вещи: государство (контролирующие органы) могут контролировать исключительно легальный бизнес – зарегистрированные компании. И ни каким образом не может проверяющий нагрянуть с проверкой в офис посредника, который не обременял себя процедурой регистрации предприятия, работает вольно и свободно, не имея никаких рисков быть уличенным в недобросовестной работе.

Абсолютное отсутствие причинно-следственных связей, что является основой для принятия каких либо важных решений, направленный на исправление ситуации (искоренение причин негативных явлений, например), а не на оформление сопровождения грустного процесса оттока трудоспособного населения из страны.

И главный вывод: в очередной раз стоит заявить: моряки  не являются трудовыми мигрантами! Все риски, обозначенные авторами законопроекта как основные, предусмотрены контрактами моряков. Деятельность крюинговых компаний давно соподчинена требованиям международных норм и конвенций. Дальнейшее усиление «контроля» со стороны государства только усилит давление на легальный бизнес, спровоцирует уход с рынка небольших компаний и увеличит риски нелегального трудоустройства для украинских моряков.