Все узкости подготовки моряков – Морской форум

II Национальный форум Украинского крюинга обозначил самые острые наболевшие вопросы нынешней системы морского образования, работы Инспекции по подготовке и дипломированию моряков и Морской администрации. Общественность предложила свое видение решения насущных проблем, которые «кошмарят» украинского моряка.
II Национальный форум Украинского крюинга состоялся 7 февраля в конференц-зале санатория «Белая акация». Собрались все заинтересованные стороны, в том числе представители Министерства инфраструктуры, Морской администрации, Инспекции по дипломированию и подготовке моряков, Союза работодателей Украины, Ассоциаций «Укрпорт» и морских капитанов Одессы, морских учебных заведений, тренажерных центров и профильных организаций.

ВОКК помогает крюингу выжить

Кисловский.JPG

 

Вячеслав Кисловский, гендиректор Всеукраинской организации крюинговых компаний (ВОКК), отметил, что со времен организации первого Национального форума украинского крюинга минуло два года. И за это время было выполнено обязательство правительства – создана Морская палата Украины, к которой присоединились уже депутатские группы, крупные объединения, защищая интересы морского бизнеса. 

Сагайдак.JPG

 

Александр Сагайдак сообщил, что благодаря усилиям Ассоциации ВОКК и его главы крюингам удается работать на прежних условиях, трудоустраивая моряков на суда иностранного флота. Потому что удается отстаивать свои позиции и в последнее время блокировать принятие закона, касающегося изменений в лицензионных условиях трудоустройства за границей, предложенных Минсоцполитики, которые ужесточают работу всех кадровых посредников.
– Моряки – не трудовые мигранты, – напомнил Александр Сагайдак. – Государство должно понять эту грань и не приравнивать их к этой категории населения, и не усложнять работу крюингов. Отчет крюинга состоит из 500 страниц, все должно быть переведено, заверено. Административные препятствия мешают нашей деятельности, усложняя ее. Моряки действуют в поле международных Конвенций и отвечают международным требованиям морского законодательства.

Почему капитаны не могут сдать квалификационный экзамен?
Очень обострилась ситуация с морским образованием. Как доложил Александр Шемякин, первый проректор ОНМА, которая в этом году отметит 75-летие и является альма-матер для половины морских офицеров Украины, именно преподаватели Академии стояли у истоков создания Инспекции подготовки и дипломирования моряков. Все эти годы Академия находила общий язык с государственными органами.

Шемякин.JPG

 

II Национальный форум Украинского крюинга обозначил самые острые наболевшие вопросы нынешней системы морского образования, работы Инспекции по подготовке и дипломированию моряков и Морской администрации. Общественность предложила свое видение решения насущных проблем, которые «кошмарят» украинского моряка.
II Национальный форум Украинского крюинга состоялся 7 февраля в конференц-зале санатория «Белая акация». Собрались все заинтересованные стороны, в том числе представители Министерства инфраструктуры, Морской администрации, Инспекции по дипломированию и подготовке моряков, Союза работодателей Украины, Ассоциаций «Укрпорт» и морских капитанов Одессы, морских учебных заведений, тренажерных центров и профильных организаций.

ВОКК помогает крюингу выжить

Кисловский.JPG


Вячеслав Кисловский, гендиректор Всеукраинской организации крюинговых компаний (ВОКК), отметил, что со времен организации первого Национального форума украинского крюинга минуло два года. И за это время было выполнено обязательство правительства – создана Морская палата Украины, к которой присоединились уже депутатские группы, крупные объединения, защищая интересы морского бизнеса.


Сагайдак.JPG


Александр Сагайдак сообщил, что благодаря усилиям Ассоциации ВОКК и его главы крюингам удается работать на прежних условиях, трудоустраивая моряков на суда иностранного флота. Потому что удается отстаивать свои позиции и в последнее время блокировать принятие закона, касающегося изменений в лицензионных условиях трудоустройства за границей, предложенных Минсоцполитики, которые ужесточают работу всех кадровых посредников.
– Моряки – не трудовые мигранты, – напомнил Александр Сагайдак. – Государство должно понять эту грань и не приравнивать их к этой категории населения, и не усложнять работу крюингов. Отчет крюинга состоит из 500 страниц, все должно быть переведено, заверено. Административные препятствия мешают нашей деятельности, усложняя ее. Моряки действуют в поле международных Конвенций и отвечают международным требованиям морского законодательства.

Почему капитаны не могут сдать квалификационный экзамен?
Очень обострилась ситуация с морским образованием. Как доложил Александр Шемякин, первый проректор ОНМА, которая в этом году отметит 75-летие и является альма-матер для половины морских офицеров Украины, именно преподаватели Академии стояли у истоков создания Инспекции подготовки и дипломирования моряков. Все эти годы Академия находила общий язык с государственными органами.

Шемякин.JPG


– Но то, что происходит в последнее время, нас очень беспокоит, – заявил Александр Шемякин. – Инспекция начала выборочно руководствоваться документами и отстранилась от сотрудничества с Академией. В положении о лицах командного состава записано, что выпускники получают свой первый рабочий диплом на основании экзаменационной комиссии. Эта система работала 15 лет. Теперь руководство инспекции выступает против совместных заседаний. Вы сами по себе, мы сами. Но мы идем по тем же программам, по тем же планам на основе Конвенции ПДНВ. Сегодня капитаны, которые работают в ведущих судоходных компаниях мира, в европейских вузах, не могут сдать экзамены. На сайте инспекции нет ни программы, ни вопросов. То есть опрос проходит на усмотрение инспекции.
С 2014 года не можем достучаться до Министерства, когда был принят новый закон о высшем образовании. И ушел такой образовательный уровень как специалист, который получала основная масса выпускников. Этот уровень позволял занимать высшие должности. Теперь нужно скорректировать ситуацию. Но нас слышат только в Министерстве образования Украины. А любое обращение в инспекцию ни к чему не приводит. Сейчас мы столкнулись с тем, что нет бланков послужной книжки моряка. Как быть курсантам, как оформлять прохождение практики? – подытожил Александр Шемякин.
Ответом инспекции на это обращение была ссылка на нормативные документы, в соответствие с которыми пытается привести свои действия служба.

Экзаменационные вопросы за семью замками
Вячеслав Кисловский заметил, что между Министерством инфраструктуры и Министерством образования Украины нет взаимодействия, проблемные вопросы не решаются. В Польше, например, все в одних руках – морское образование и транспортная сфера, чтобы курсанты имели возможность проходить практику.

Пипченко.JPG


В свою очередь Александр Пипченко, заведующий кафедрой «Безопасность морского судоходства» Национального университета «Одесская морская академия», огласил позицию по сложившейся ситуации в системе подготовки моряков, которая, по его мнению, должна быть единой:
– Украинские моряки составляют 8% от общего количество моряков мира. И Украина занимает второе место по числу морских офицеров на европейских судах за счет отлаженной системы морского образования. Но в последнее время она начала ухудшаться.
Раньше была практика рассылки бюллетеней, которые информировали об изменениях в морском законодательстве. Сейчас инспекция не занимается методическим обеспечением нормативной базы судоходства. Экзаменационные вопросы являются закрытой информацией и недоступны для моряков. Кроме того, неправильно трактуется концепция экзамена, который должен стимулировать к получению новых знаний, а не к поиску посредников, через которых можно будет сдать экзамен. У инспекции появилась тенденция к изоляции, из-за чего возникают сомнения в компетентности ее специалистов. Ведущие преподаватели Академии отстранены от работы в квалификационной комиссии для действующих моряков.
Кафедра выработала рекомендации, предлагая создать совместные квалификационные комиссии по подтверждению дипломов, куда бы входили как представители морской администрации, так и учебных заведений. А также произвести рецензирование вопросов, которые выносятся на устный и письменный экзамен, и опубликовать перечень вопросов тем и источников, по которым можно подготовиться.
Вячеслав Кисловский на это отреагировал сообщением, что во всем мире успешно используют набор сотрудников по международной системе «Сегал», которую можно приспособить под любые реалии.
Выступления докладчиков Одесской морской академии были приняты аплодисментами. Разгорелась жаркая дискуссия, в которой высказывались примеры, когда моряки не могут сдать экзамены квалификационной комиссии. И только после прохождения учебы в определенных тренажерных центрах проходят тесты. Это же касается уже и выпускников морских вузов. Высказывались требования обеспечить прозрачность ГКК. А также выразить недоверие к работе Морской администрации, за создание которой так боролась морская общественность. И сейчас «прослеживается тенденция уничтожения морского образования и выталкивание украинского моряка из страны», говорили на форуме.

Атака на тренажерные центры?
Вячеслав Кисловский напомнил о новых жестких правилах для тренажерных центров от Инспекции по подготовке и дипломированию моряков, подписании договоров от Государственного реестра документов моряков Украины, для чего требуется предоставить большое количество документов. И это позволяет закрыть неугодные учебные заведения.
Например, Центр подготовки Ильичевского судоремонтного завода уже два года не может подтвердить сертификат соответствия, которому вменяются надуманные обвинения. Уже есть решение Административного суда о том, что инспекция превысила полномочия. Центром подготовки подан иск на возмещение убытков Министерством инфраструктуры за это время.

Предложение от Морской палаты Украины

Тихонов.JPG


Чтобы нормализовать ситуацию в сфере морского образования, капитан Илья Тихонов озвучил предложения Морской палаты Украины по изменениям, которые необходимо внести в национальную нормативную базу:
– Конвенция ПДНВ разрабатывалась с 2007 по 2010 год. Основная цель Манильских поправок – максимально возможный учет и уровень подготовки моряков, чтобы они могли работать на современных судах сегодня и завтра. Чтобы выполнить требования Конвенции после ее принятия, разрабатывались и были приняты ряд нормативных актов, что позволило Украине в свое время уверенно держаться на пятом месте в мире по количеству моряков. А также в 2018 году пройти аудиты ЕМСА и IMO. Но время ставит перед нами новые вызовы. Необходимо вносить изменения, чтобы соответствовать изменениям Конвенции, принятым в 2010 году.
Основной документ, положение о званиях на сегодня имеет статус практически нелегитимного по той причине, что он не приведен в соответствие с Законом о высшем образовании. И это дает Инспекции полномочия – кого пропускать, кого нет. Также нужно пересмотреть позиции об утверждении конвенционных документов моряков, о порядке их выдачи, квалификационной комиссии и требованиям к тренажерному оборудованию и методическому обеспечению и другие.

Основные замечания аудитов ЕМСА и IMO касались вопросов аккредитации учебных заведений со стороны Министерства образования Украины, а также усиления дополнительной тренажерной подготовки по электронной картографии, управлению ресурсами мостика и машинного отделения, подготовки инструкторов, преподавателей этих центров.
Еще одна веская причина необходимости изменений – серьезное увеличение непрозрачности и коррупционности в системе дипломирования моряков. Она начала развиваться два с половиной года назад. Не внедрено электронное тестирование моряков, которое должно полностью отменить контакт моряка с членами комиссии. Кроме того, ликвидированы все квалификационные комиссии, кроме Одессы. Система существовала 15 лет и была рассчитана на то, чтобы моряку было удобно проходить комиссию по месту жительства. Зато появились выездные комиссии, после которых морякам обеспечивают возможность сдачи экзамена.

Сегодня без посредников пройти комиссию стало нереально. На экзаменах искусственно создают сложности. То же самое происходит с тренажерными центрами, которым для перезаключения обычных хозяйственных договоров нужно подать 23 документа.

Предлагается, в первую очередь, создать рабочую группу с участием общественности, отменить устное собеседование, внедрить электронное. Потребовать от Министерства инфраструктуры и Морской администрации обеспечения скорейшего пересмотра нормативно-правовых актов с целью приведения их к уровню современности, обеспечить бесперебойное снабжение бланками документов моряков. А также принять эффективные действия по искоренению коррупционных факторов и максимальной прозрачности в сфере тренажерной подготовки и дипломирования моряков. По мнению представителей Морской палаты, нормативное подтверждение документов моряков в условиях открытого реестра, услуги внесения и подтверждения документов должны быть бесплатными. Это функция государства. И нужен единый аппаратный комплекс, чтобы была четкая однозначная связь между реестром и тренажерными центрами.

На форуме также были обсуждены темы государственно-общественного сотрудничества, перспективы ратификации Конвенции МОТ-2006 (MLC). Все замечания и предложения были учтены в резолюции II Национального Форума украинского крюинга.
О своей готовности совместно с ВОКК проводить реформирование системы дипломирования и подготовки моряков заявил Владимир Севрюков, глава департамента госполитики морского и речного транспорта Федерации работодателей. В форуме прияли участие представители Украинского союза промышленников и предпринимателей, который возглавляет Анатолий Кинах.

Крук вручает Кисловскому.JPG


Заслуги главы ВОКК Вячеслава Кисловского в отстаивании интересов морской общественности отметил президент ассоциации морских портов Украины «Укрпорт» Юрий Крук, вручив специальные награды.
– Мы уверены, что любая проблематика должна решаться через общество, – резюмировал организатор форума Вячеслав Кисловский. – Бизнес сам должен себя защищать. И наша задача – донести видение бизнеса на уровень управляющих структур, чтобы инициировать успешное реформирование системы.




Инна ИЩУК,
«Моряк Украины» № 6 от 13.02.2019