ДОКУМЕНТЫ МОРЯКОВ СТАНУТ ДЕШЕВЛЕ, ЕСЛИ УГОМОНИТЬ НЕОБОСНОВАННЫЕ ЗАПРОСЫ ИНСПЕКЦИИ

Оказывается, регистрация свидетельств о тренажёрной подготовке моряков, а как следствие — оплата этой допуслуги, за которую вынуждены платить или тренажерные центры, или же они включают её стоимость в само свидетельство и за него уже платит моряк, — это только прихоть Инспекции по подготовке и дипломированию моряков и вытекающий из этого дополнительный заработок.

Это через суд доказал «Киевский центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов водного транспорта».

Более подробно о необходимости регистрации свидетельства, как и расходов на неё в интервью морскому порталу Seafarers Journal рассказал первый заместитель начальника Инспекции по подготовке и дипломированию моряков в 2001 и 2010-2016 годах Александр ИЩЕНКО.

Он подчеркнул, что уже даже в суде было доказано, что такая «необходимая» (как её позиционирует ИПДМ) регистрация свидетельств о тренажёрной подготовке — вовсе не нужна ни морякам, ни самим центрам, а только самой ИПДМ для упрощения своих прямых обязанностей по проверке действительности свидетельств.

Seafarers Journal: Как можно объяснить такое поведение/требование со стороны ИПДМ? И если так необходима оплата этой самой регистрации, то кто за неё должен платить?

А. ИЩЕНКО: На самом деле здесь имеет место системное вымогательство со стороны ИПДМ в адрес учебно-тренажерных заведений (УТЗ). Регистрация нужна только Инспекции для быстрого поиска свидетельств о подготовке. Действительность этих свидетельств с успехом может подтверждаться самими УТЗ. Поэтому все расходы, связанные с подтверждением действительности свидетельств о тренажёрной подготовке, выданные УТЗ, должна нести ИПДМ.

Так называемая «плата за номера» свидетельств УТЗ была инициирована ещё в 1990-х самими УТЗ, как форма помощи тогдашнему агентству по дипломированию. За каждый номер, который присваивало Агентство, УТЗ платило 3.60 грн. Потом было Госпредприятие по аттестации и регистрации плавсостава Украины (ГПАРПУ), непосредственный предшественник Инспекции по подготовке и дипломированию моряков (ИПДМ). ГПАРПУ тоже продавало номера по 3.60. ИПДМ в самом начале своей деятельности повысила эту цену и торговала номерами уже по 5.40 грн. Номера продавались не всем УТЗ. Некоторым они доставались даром. Бесплатно давали государственным УТЗ и некоторым частным (причины неизвестны). 

После смены менеджмента ИПДМ в 2010 г. новое руководство приняло решение, что ИПДМ будет предоставлять УТЗ платную услугу по внесению информации о свидетельствах о тренажёрной подготовке в Единый государственный реестр документов моряков Украины. Это как бы оправдывало получение Инспекцией денег за те же номера. Такая ситуация устроила УТЗ, уравняла государственные и частные центры, платить стали все.

«Торговля воздухом» (номерами) понравилась Инспекции, она стала повышать цены. Последняя, известная мне цена, в 2019 году составляла 150 грн, что было утверждено приказом ИПДМ. 

Seafarers Journal: Насколько оплата за регистрацию устраивала сами УТЗ?

А. ИЩЕНКО: Вопрос о ненужности регистрации свидетельств о тренажёрной подготовке в Реестре или, по крайней мере, бесплатности такой регистрации неоднократно обсуждался в среде руководителей УТЗ.

Финансово это их не очень напрягало, так как стоимость регистрации они закладывали в издержки подготовки и получали от моряка. Напрягали наезды ИПДМ и Реестра, которые затягивали заключение договоров о регистрации, тем самым мешая процессу тренажёрной подготовки моряков. 

Seafarers Journal: Иск «Киевского центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов водного транспорта» пока что единичный, но успешный случай «протеста»?

А. ИЩЕНКО: Иск Киевского УТЗ имеет большое значение как прецедент, когда УТЗ отстоял своё право не платить за регистрацию. Суд обязал ИПДМ принять и зарегистрировать свидетельства, поданные «Киевским центром подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов водного транспорта» в письменном виде.

Если впредь и другие УТЗ настоят на своём праве регистрировать в Реестре выданные ими свидетельства бесплатно, это снизит цены на эти подготовки. А, как следствие, — ИПДМ утратит значительную часть своих доходов. Хотя эти доходы не имеют надлежащего надежного правового обоснования. 

Seafarers Journal: По сути, если нет никаких оснований платить за эту выдуманную регистрацию, могут ли УТЗ просто не платить эти деньги? Могут они отказываться платить за этот пункт? Какие тогда к ним могут быть применены санкции? Пока что абсолютно все (кроме одного) по умолчанию соглашаются и платят, а если взять и не платить?

А. ИЩЕНКО: Суть вымогательства ИПДН такова: ни один нормативный документ — ни Конвенция ПДНВ, ни законы, ни решения КМУ, ни приказы Минтранса (и его правопреемников — Минтранссвязи и Мининфраструктуры) не требуют подтверждения действительности свидетельств, выдаваемых УТЗ, через Реестр. Этого требуют только процедуры Системы управления качеством ИПДМ.

В свою очередь, в ИПДМ предвзято протолковали приказы Минтранса касательно Реестра и порядка работы Государственных квалификационных комиссий (ГКК) и вынуждают подтверждать свидетельства о тренажёрной подготовке только через Реестр.

Для того, чтобы подтвердить свидетельство, его нужно зарегистрировать, а это делается исключительно за деньги и по договору между ИПДМ и УТЗ.

Если УТЗ не заключило договор, условия и цены которого диктует ИПДМ, его свидетельство не регистрируются и, как следствие, — не подтверждаются. Моряки с такими свидетельствами не попадают на ГКК. Значит, моряки не идут в такое УТЗ учиться, и заведение несёт убытки.

И это только по той причине, что ИПДМ не идёт ни на какие уступки в условиях договора, включая цены, да и условия выдвигают самые нелепые, вплоть до предварительной информации о намерениях моряка пройти ту или иную подготовку в указанные сроки и т.п.

Диктат ИПДМ ущемляет коммерческие интересы УТЗ и не обусловлен никакими требованиями нормативных документов. Это превышение полномочий или просто беспредел.

Seafarers Journal: Как повлиять на этот процесс и улучшить/исправить работу ИПДМ?

А. ИЩЕНКО: Необходимо привлечь к руководству ИПДМ профессионалов в сфере подготовки и дипломирования моряков. Без этого никакие действия не будут не то чтобы успешными, но даже не предотвратят надвигающегося кризиса системы дипломирования.

Источник: seafarersjournal.com