27 сентября 2018 года в Одессе в рамках 15-й Международной выставки по судоходству, судостроению и развитию портов в Украине состоялся Круглый стол "Актуальные вопросы сектора морского рекрутинга Украины". Традиционно целью организации мероприятия стало обсуждение актуальных и требующих немедленного разрешения задач подготовки и дипломирования морских специалистов.

Вопросы, которые были предложены к обсуждению – результаты проведенной проверки Украины инспекторами ЕМСА и ИМО; вопросы повышения качества подготовки персонала: перспективы и риски; перспективы развития рынка трудоустройства моряков в Украине и роль государства в этом процессе – получили активную поддержку участников. Обсуждения всех вопросов были активными, продуктивными, что продемонстрировало не только их нарастающую актуальность, но и готовность морского сообщества активно участвовать во всех процессах для обеспечения морского авторитета Украины, развития сектора обучения, подготовки и трудоустройства украинских моряков.

Согласно информации, представленной спикерами Круглого стола, официального отчета комиссии ЕМСА и ИМО нет. Либо такой отчет не доступен широкому кругу людей. Ректор Национального университета «Одесская Морская Академия» отметил жесткость и бескомпромисность прошедшей проверки международных экспертов, в строгом соответствии требованиям Конвенции.

В декабре 2018 года будет подан отчет прохождения аудита на соответствие Конвенции ПДНВ. Замечания будут и все выявленные недочеты подлежат исправлению.

По мнению участников Круглого стола отсутствие отчета в настоящее время осложняет возможность своевременного объективного анализа выявленных проблем и недостатков, что не позволяет уже сейчас составить четкий план по их устранению. Ново созданной Морской администрации следует обратить внимание на возможность привлечения морского сообщества для достижения единой цели – обеспечения Украине позитивного имиджа, приведение норм и стандартов в соответствие международным требованиям.

Особое внимание участников было сосредоточено на существующих проблемах морских учебных заведений – отсутствии возможности обеспечения курсантов полноценной плавательной практикой. В связи с этим актуализируется вопрос развития кадетских программ  компаниями – представителями судовладельцев. Подчеркивалась так же необходимость четких программ плавпрактики, которые должны сопровождаться на судне офицерами-наставниками.

Александр Сагайдак, руководитель компании «Ольвия Меритайм» предложил направить обращение в ИМО с просьбой предоставить объяснение о соответствии практики курсанта как в должности ISO так и в качестве матроса. Что соответствует требованию конвенции, которое предусматривает необходимость прохождения практики в составе палубной команды  без определения конкретной позиции. Такой запрос могла бы направить как Морская администрация, так и Морская Палата Украины, Ассоциация ВОКК и другие заинтересованные стороны.

Существующие предложения от иностранных компаний о прохождении плавательной практики в большинстве случаев не доступны украинским курсантам, так как предполагают значительную сумму в качестве оплаты такой услуги. При этом существуют реальные риски «оттока» морских специалистов из Украины. Инвестирование крупных компаний в покупку учебного судна могло бы стать для Украины  реальным решением вопроса обеспечения плавпрактикой всех курсантов. Идеальным решением стала бы государственная программа, поддерживающая морское образование, что в настоящее время не выглядит реальным.

Так же обсуждалась возможность просчета бюджета содержания учебного судна «Дружба» или «Профессор Миняев» и дальнейшую возможность обеспечения такого бюджета крюинговыми компаниями.

Необходимым представляется обращение к судоходным компаниям и судовладельцам с предложением обеспечивать практикантские места на существующих и строящихся судах.

Система морского образования сегодня столкнулась с рядом нормативных противоречий. Принятый Закон Украины «Об образовании»  ликвидировал статус подготовки  «специалист», не определено назначение статуса «младший бакалавр» и др. Существенные риски представляет программа финансирования учебных заведений технического уровня (техникумов, профессионально-технических училищ). Существует необходимость пересмотра «Положения о званиях». Требует решения вопрос специальностей – расхождение перечня специальностей и системы лицензирования учебных заведений/программ учебных заведений? Существующий классификатор профессий предусматривает наличие полного высшего образования, что соответствует квалификационно-образовательному уровню магистра.

Ни Министерства инфраструктуры, ни Министерство образования не хотят брать на себя ответственность за разработку и утверждение программ морского обучения, перекладывая ответственность за вопрос друг на друга.

Ожидания:  Морская администрация возьмет на себя весь груз ответственности за морское образование: обеспечит пересмотр Положения о званиях, исключит существующие противоречия; незамедлительно обеспечит порядок одобрения учебных программ, предусматривающих так же долгосрочное повышение квалификации

Обсуждая вопросы трудоустройства украинских моряков, участники сделали акцент на проблемах подготовки рядового состава, на существующей практике фальсификации плавательного ценза.

Участники отметили, что по данным IMO наблюдается нехватка офицеров на флоте в количестве 20- 24 тысяч. Существует возможность «заполнить» эту нишу украинскими специалистами. Решением этой задачи могло бы стать сокращение сроков подготовки офицеров до уровня «бакалавр» и «младший бакалавр».  Но, в то же время, крюинговые компании, как ответственные перед судовладельцем посредники, насстаивают на недопущении ухудшения качества подготовки. Наши старшие офицеры еще сохраняют уровень подготовки и востребованы на судах иностранных судовладельцев.

Подготовка морских специалистов –огромный  потенциал Украины.