Похожее изображение

СИТУАЦИЯ С ОБЩЕСТВЕННЫМ СОВЕТОМ ПРИ МИНИНФРАСТРУКТУРЫ

Министр инфраструктуры Украины 14.03.2017г. подписал приказ № 97 «О досрочном прекращении деятельности Общественного совета при Министерстве инфраструктуры Украины», в котором в качестве обоснования такого решения послужил абз. 3 п. 101 Типового положения об общественном совете при министерстве, другом центральном органе исполнительной власти, Совете министров АРК, областной, Киевской и Севастопольской городской, районной, районной в гг. Киев и Севастополь государственной администрации (далее — Типовое положение), утвержденного постановлением КМУ от 3.11.2010г. № 996. В ответ на такие действия Мининфраструктуры председатель Общественного совета при Министерстве инфраструктуры Владимир Севрюков обратился в Комитет ВР по вопросам транспорта относительно препятствования деятельности Общественного совета. Кроме того, от имени Общественного совета он обратился с письмом к Премьер-министру Украины В. Гройсману относительно защиты конституционных прав граждан Украины, которые были лишены таких прав решением органа государственной власти — Министерством инфраструктуры. В письме, в частности, отмечено: «Мы считаем, что такое решение принято в ответ на решение Общественного совета при Мининфраструктуры Украины от 28.02.2017г. относительно неудовлетворительной оценки работы министерства по исполнению первоочередного плана действий правительства в 2016 г. Как результат, представители гражданского общества в Общественном совете при Мининфраструктуры Украины возмущены волюнтаристским решением о досрочном прекращении деятельности данного консультативносовещательного органа и, учитывая, по мнению общества, отсутствие правовых оснований на осуществление таких действий, вынуждены начать процесс восстановления справедливости гражданского общества». Аналогичное письмо было направлено Президенту Украины П. Порошенко, в котором также подчеркнуто, что «данный вопрос является чрезвычайно важным, поскольку оставление его без рассмотрения может повлечь прецедент в нашей стране, станет инструментом в деятельности других органов государственной власти и их сотрудничестве с общественными советами. Вместе с тем, Указом Президента Украины от 26.02.2016г. № 68/2016 „О содействии развитию гражданского общества в Украине“ утверждена Национальная стратегия содействия развитию гражданского общества в Украине на 2016—2020гг. и установлено повышение роли гражданского общества в различных сферах деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления нашей страны. Действия Министерства инфраструктуры Украины противоречат цели данного Указа и Национальной стратегии и не способствуют эффективному диалогу и партнерским отношениям органов государственной власти, органов местного самоуправления с организациями гражданского общества, прежде всего по вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Учитывая указанное, обращаемся с просьбой дать оценку неправомерным действиям министра инфраструктуры Украины в части досрочного прекращения деятельности Общественного совета при министерстве и принять соответствующие решения». Следующим шагом было обращение членов Общественного совета в Окружной административный суд г. Киев с административным иском о признании противоправным приказа и его отмене, так как «принимая спорный приказ, Ответчик (Министерство инфраструктуры Украины — ред.) лишил тысячи граждан, интересы которых представляют члены Общественного совета, конституционного права, задекларированного в ст. 38 Конституции Украины — права участвовать в управлении государственными делами». Комментарий. На первый взгляд все в рамках законодательного поля, так как абз. 3 п. 101 Типового положения предусматривает, что досрочное прекращение деятельности общественного совета осуществляется в случае невыполнения общественным советом без объективных причин большинства мероприятий, предусмотренных годовым планом его работы. Но это только на первый взгляд, а если обратиться к отчету Общественного совета при Мининфраструктуры за 2016г. (протокол № 8 от 28.02.2017 г.), то можно увидеть, что за отчетный период: — предоставлены предложения и замечания к более 20 нормативноправовым актам и проектам нормативно-правовых актов, включая и антикоррупционную составляющую; — частично учтены предложения по 16 нормативно-правовым актам и проектам; — инициированы: — 6 обращений к председателю правительства Украины по вопросам ненадлежащего исполнения постановления КМУ от 3.11.2010г. № 996 с изменениями, по вопросам отвода территорий, акваторий в морских торговых портах, компенсации инвестиций, приостановления работы министерства в направлениях, связанных с развитием мультимодальных (комбинированных) перевозок; — 2 обращения в Комитет по вопросам транспорта ВР по вопросам работы Мининфраструктуры по развитию мультимодальных (комбинированных) перевозок, по бюджету на 2017 г.; — обращения в Минфин по проекту бюджета на 2017 г., в Минэкономразвития — по кандидатуре на конкурс на должность руководителя ГП «ММТП», в Министерство здравоохранения — о медицинском освидетельствовании кандидатов в водители; — более 18 обращений в Министерство инфраструктуры Украины по проблемным вопросам работы транспортной отрасли, из которых только на 30% обращений получены ответы от Мининфраструктуры; — принято участие в 14 круглых столах по вопросам: неудовлетворительного выполнения постановления КМУ от 3.11.2010г. № 996 относительно проекта Закона «О внутренних водных путях», совершенствования системы дипломирования, проблем мультимодальных перевозок, транспортной стратегии, осуществления общественного контроля за действиями органов государственной власти и т.п. ; — рассмотрены 14 обращений предприятий, ассоциаций и т.д. в Общественный совет;  проведено 19 заседаний (обсуждений, круглых столов) по актуальным проблемам функционирования отрасли с участием членов Общественного совета, экспертов, представителей власти. В 2016г. Общественный совет взаимодействовал с общественными советами при министерствах, с Федерацией работодателей транспорта Украины, с Комитетом по вопросам транспорта ВР через участие в заседаниях Комитета, с Американской торговой палатой в Украине, с Европейской бизнес-ассоциацией. В отчетном периоде также проводилась определенная информационная работа. Неужели издание приказа связано с задачами, которые признаны самим Общественным советом невыполненными в 2016 г.? Такими задачами названы: — проведение встречи с Премьер-министром Украины по вопросу неудовлетворительного выполнения министерством постановления от 3.11.2010г. № 996 с изменениями; — участие представителей Общественного совета в конкурсных комиссиях Мининфраструктуры по вопросам кадровых назначений. Очевидно, что нет. Предположительную причину такого молниеносного решения министерства можно увидеть из протокола заседания Общественного совета при Мининфраструктуры от 28.02.2017г. № 8, который не был обнародован на сайте ведомства: «— признать работу Мининфраструктуры Украины по выполнению программы действий правительства на 2016 год в части: — морского и речного транспорта — неудовлетворительной („За“ — единогласно); — железнодорожного транспорта — неудовлетворительной („За“ — 32, „воздержался“ — 1); — автомобильного транспорта — неудовлетворительной („За“ — единогласно); — дорожного хозяйства — неудовлетворительной („За“ — единогласно); — провести очередное заседание Общественного совета в апреле 2017г. и пригласить на заседание Общественного совета 4 апреля т.г. председателя партии Народный фронт А. Яценюка, председателя фракции „Народный фронт“ в парламенте М. Бурбака для обсуждения вопроса по взаимодействию их с министром инфраструктуры Украины В. Омеляном по выполнению министерством Программы деятельности правительства в 2016 г., контроля за работой министра фракцией». Следуя выше изложенному, такое решение Общественного совета не должно было понравиться руководству Мининфраструктуры и обусловило следующие действия: во-первых, были предприняты попытки воспрепятствовать обнародованию протокола упомянутого заседания Общественного совета от 28.02.2017 г.; во-вторых, был издан приказ Мининфраструктуры от 14.03.2017г. № 97 о досрочном прекращении деятельности Общественного совета; и, в-третьих, как следствие приказа — были заблокированы пропуска членов Общественного совета. Т.о., было прекращено обеспечение участия граждан в управлении государственными делами, осуществление общественного контроля за деятельностью министерства. 

 Ситуация с досрочным прекращением деятельности Общественного совета при Мининфраструктуры приобрела общественный резонанс и вызвала обеспокоенность ряда депутатов ВР. В частности, народный депутат О. Продан направила депутатский запрос на имя Премьер-министра с просьбой принять меры для прекращения нарушения прав общественных организаций на участие в формировании и реализации государственной политики. Достаточно резко выразил свое мнение по этому вопросу народный депутат Ярослав Дубневич, председатель Комитета ВР по вопросам транспорта. Он подчеркнул: «Как можно объяснить, что такой евроориентованный политик, каким себя представляет обществу Владимир Омелян, одним росчерком пера уничтожил ростки демократии прямо у себя под боком? Только потому, что они, эти ростки, решились сказать ему: ты неудовлетворительно работаешь, покажи, куда тратишь деньги… Человек, который провозглашает европейские ценности и кричит с каждой площадки, что он — отчаянный борец с коррупцией и системой, вдруг оказывается способным на репрессии и уничтожение любого инакомыслия. Вдруг не умеет воспринимать критику. Вдруг оскаливает зубы представителям общества. Забыв при этом, что у самого — вырос целый институт каких-то таинственных советников, пасущихся на европейских деньгах. На этом, собственно, их европейскость завершается. К сожалению…» Вместе с тем Я. Дубневич выразил надежду: "Хочется надеяться, что в этой истории справедливость восторжествует и все мы не дадим уничтожить Общественный совет, который представляет среди чиновников нас с вами, каждого украинца. Но уже сам прецедент внушает тревогу. Ведь на репутации министерства уже поставлено пятно. Захотят ли завтра общаться с нами европейцы, когда увидят, как у нас могут обращаться с их деньгами и с европейскими ценностями? " Примечание. Сложившаяся ситуация с Общественным советом при Мининфраструктуры во многом явилась следствием проблем, которые освещены в статье "Функционирование института общественных советов в Украине — право или обязанность органов исполнительной власти? " (журнал "Транспорт",

Источник:  http://transport-journal.com/news/sytuatsyya-s-obschestvennyim-sovetom-prymynynfrastrukturyi/