Морское государство Украина находится на пути самоуничтожения: от флота осталось всего ничего, никаких программ и поощрений в сфере национального судостроения нет; некоторые представители власти покрывают коррупционные схемы в морских учебных заведениях, заведениях по подготовке и дипломированию моряков и способствуют тому, чтобы выпускать неквалифицированный плавсостав; в своей стране украинские моряки самые социально незащищенные граждане; Украина уже находится в «черном списке» Парижского меморандума, а исходя из вышеперечисленного — до самого «дна морской отрасли» — «чёрного списка» Международной морской организации (IMO) — рукой подать…

Оказывается, всё, что обещается и якобы делается по улучшению качества образования моряков, решению проблемных вопросов морской отрасли, — ничего не реализуется должным образом, все только на словах.

Это подтвердил и человек, на которого сейчас возложили груз вывода отрасли из того состояния, в котором она сейчас находится. Полтора года, как глава Государственной службы морского и речного транспорта (Морская администрация) Украины Дмитрий Петренко работает в структуре, ему удалось найти самые основные «пробелы», которые тянут отрасль вниз.

«Когда полтора года назад я пришел в Государственную службу безопасности на транспорте, вопрос с конвенцией МОТ «О труде в морском судоходстве» (MLC-2006) (её ратификация Украиной — прим. ред.) лежал, что называется, «мертвым грузом», и никто этим не занимался. В нашем бюрократическом государстве, для того, чтобы документ хотя бы покинул стены той же Морской администрации (на то время Укртрансбезопасности), им кто-то должен был заниматься. Тем более, что к тому времени уже вступили в силу новые поправки, и все необходимо было приводить в соответствии с новыми требованиями. И только тогда мы будем признаны международным морским сообществом и сможем удержать свои позиции на рынке«, — подчеркнул он.

Почему  вопрос с ратификацией конвенции не решался, он объяснил очень просто. «Многим недобросовестным крюингам и судовладельцам невыгодно принятие этой Конвенции. А с другой стороны, документ объемный, поэтому не исключаю, что кому-то попросту лень было этим заниматься», — объяснил Д. Петренко.

На сегодняшний день Морская администрация уже направила документ на рассмотрение в Администрацию президента Украины.

«Морская администрация очень надеется, что в ближайшее время президент Украины внесет его на рассмотрение в Верховную Раду Украины. Ратификация этого документа позволит нам защитить около 200-300 тысяч моряков, которые ежегодно привозят в Украину 3-4 миллиарда долларов, и эти средства поступают в нашу экономику», — отметил он в интервью журналу Работник моря.

Как оказалось, «верхам» государства почему-то выгодно, чтобы в морской отрасли работали неквалифицированные люди, которые абсолютно не имеют отношения к морю. К примеру, на руководящие должности в филиалы Инспекции по вопросам подготовки и дипломирования моряков назначают людей, которые и прямо и косвенно далеки от моря. К примеру, исполняющий обязанности херсонского филиала Инспекции — бывший глава районной государственной администрации, финансист по образованию, но подтверждает морякам их квалификацию. Вопрос — как смогут такие люди подтверждать квалификацию всех украинских моряков и какой она в итоге будет?..

Так и с присоединением к протоколу Парижского меморандума.

«Сделано, с одной стороны, много, а с другой – ничего. Ресурсов, которые были в наличии в Укртрансбезопасности, было недостаточно, чтобы пройти весь этот путь. А вот у Морской администрации, думаю, это получится, и вопрос будет решен быстрее. Одна из первых проблем – финансирование. И помимо того, что нужно привести некоторые пункты в соответствие требованиям меморандума, необходимо еще создать спецфонд Морской администрации», — отметил Д. Петренко.

По его мнению, положение Парижского меморандума о том, что инспектором может стать человек без морского образования, прошедший подготовку на курсах, — в украинских реалиях может быть опасно.

«Мы не можем допустить возвращения «не специалистов» в эту отрасль. Да, Украина должна быть членом Парижского меморандума. Вопрос второй – время и финансирование. Думаю, этой цели мы достигнем», — уверен он.

Он также и объяснил, почему Украина попала в «черный список» Парижского меморандума.

«А Украина, с ее тридцатью судами, которым всем по 40 с лишним лет и которые на плаву остаются, как говорится, только силой мысли, — потенциально не может находиться в «белом» или «сером списке». У Украины просто нет таких судов. Возродим судостроение — и ситуация изменится. И мы сейчас активно работаем, чтобы привлекать под наш флаг новый флот», — рассказывает глава Морской администрации.

Читайте также: КРЮИНГИ БУДУТ «СЛИВАТЬ» ИНФОРМАЦИЮ О КОНТРАКТАХ УКРАИНСКИХ МОРЯКОВ

Предстоящий аудит IMO также был под угрозой, но в последний момент удалось подтянуть «концы» и Украина успешно его прошла.

«Когда я пришел работать в Укртрансбезопасность, я с ужасом понял, что орган, который реализовал на то время 80% функций Морской администрации, совершенно не готов к аудиту. Не было ни специалистов, ни команды, ни видения, не было ничего. Сразу нужно было выстроить конструктивную работу с министерствами и ведомствами», — рассказал Д. Петренко.

«Команда Укртрансбезопасности сделала достаточно много, чтобы Украина прошла аудит так удачно, как его не прошла, например, ни Франция, ни Италия. По количеству рекомендаций к устранению проблем Украина подтвердила, что у нас все далеко не так плохо, как можно было бы подумать. IMO в первую очередь смотрит на нормативную базу и выполнение международных обязательств. Да, может быть, мы не всегда в полном объеме выполняем все требования, но в целом нормы действуют, и я думаю, мы можем собой гордиться. Как и у любой страны, у нас есть проблемы, но в сравнении со многими странами мы все же лучше, и нам есть куда развиваться», — подытожил руководитель Морской администрации.