???°???????????? ???? ?·?°?????????? ???????????????? ?????????????°?µ?? ???µ???µ?????µ

Государственная регуляторная служба (ГРС) знакомит с аналитическим отчетом ГРС за 2018 год. 20 февраля состоится его публичная презентация.

Напомним, Экспертно-апеляционный совет по вопросам лицензирования при ГРС - действенный механизм досудебного разрешения споров в сфере лицензирования.

Решение Совета являются обязательными для рассмотрения специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования и является основанием для издания специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования распоряжения об удовлетворении апелляции или об отклонении апелляции и / или распоряжения об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования.

Распоряжение специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами всех форм собственности, а также физическими лицами - предпринимателями.

При этом обжалования распоряжений ГРС, выданных на основании решения Совета в суд, не освобождают органы лицензирования от обязанности выполнить такое распоряжение. Вместе с тем, органы лицензирования оспаривают распоряжения ГРС в судебном порядке.

Нарушения, которые допускают органы лицензирования:

1) требований Закона № 222-VIII "О лицензировании видов хозяйственной деятельности":

- в сообщении о принятии решения об оставлении заявления о получении лицензии без рассмотрения не указан исчерпывающий перечень и описание оснований для принятия такого решения и предложения по устранению соответствующих недостатков, которые должны быть изложены в четкой и однозначной форме;

- в решении об отказе в выдаче лицензии не указан перечень и описание оснований (обоснование) для принятия решения об отказе в выдаче лицензии; предложения по устранению соответствующих недостатков, которые должны быть изложены в однозначной, понятной и достаточной для выполнения соискателем лицензии форме;

- превышен срок (десять рабочих дней со дня получения органом лицензирования заявления о получении лицензии) принятие решения о выдаче лицензии;

- непредоставление лицензиатом в орган лицензирования сведений по приведению осуществляемой хозяйственной деятельности в соответствии с новыми лицензионными условиями либо не приведение лицензиатом осуществления хозяйственной деятельности с требованиями лицензионных условий и указания о нарушении лицензиатом действующих лицензионных условий, в частности, в связи с непредоставлением (отсутствия) определенных документов (их копий), не является выявление недостоверности данных в документах, представленных вместе с заявлением о получении лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности по эт одження с опасными отходами. Непредоставление документов является основанием для составления акта об отказе лицензиата в проведении проверки органом лицензирования, но не акта об обнаружении недостоверности данных в документах, представленных субъектом хозяйствования вместе с заявлением о получении лицензии, Органом лицензирования неправомерно и необоснованно применена основание для аннулирования;

- не предоставление письменного требования должностных лиц органа лицензирования о предоставлении документов, информации и соответствующего подтверждения о ее вручения лицензиату;

- акты, предусмотренные пунктами 5-9 части второй настоящей статьи, не содержат подробного изложения фактов нарушения законодательства, их обоснование и ссылки на конкретные пункты этих лицензионных условий;

- превышен установленный срок, согласно которому орган лицензирования принимает решение об аннулировании лицензии в течение пяти рабочих дней со дня выявления оснований, предусмотренных пунктами 4 - 9 части второй статьи 16 Закона Украины №222;

- по оформлению решения об аннулировании лицензии;

- после установления в ходе проверки соблюдения лицензиатом требований лицензионных условий оснований для составления актов, являющихся основаниями для аннулирования лицензии, такие акты составляются как отдельные документы в последний день проведения проверки. Не выдан надлежащего акта, который является основанием для аннулирования лицензии;

- лицензии, действующие на день вступления в силу настоящего Закона и имели ограниченный срок действия, являются бессрочными и могут быть, по заявлению лицензиата, переоформлены соответствующим органом лицензирования бесплатно в недельный срок.

2) требований Закона Украины от 05.04.2007 № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»:

- нарушение принципа осуществления государственного надзора (контроля) о наличии оснований и в порядке, определенных законом; принципа оценки рисков и целесообразности;

- внеплановая проверка осуществима в нерабочее время предприятия;

- в случае если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей субъекта хозяйствования или полномочий органа государственного надзора ( контроля), такая норма трактуется в интересах предприятия;

- при осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) должностными лицами органа государственного надзора (контроля) использованы не унифицированную форму акта;

- возбуждено периодичности осуществления планового мероприятия государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности;

- за нарушение требований законодательства, в том числе лицензионных условий, орган лицензирования в течение пяти рабочих дней со дня завершения осуществления мероприятия государственного надзора (контроля) должен составить предписание, распоряжение, другой распорядительный документ об устранении нарушений, выявленных при осуществлении такого мероприятия, а не применять основания для аннулирования лицензии;

- в части обязанности органа контроля полно, объективно и беспристрастно осуществлять государственный надзор (контроль) в пределах полномочий, предусмотренных законом;

- в части обязанности органа контроля ознакомления руководителя субъекта хозяйствования - юридического лица, его обособленного подразделения или уполномоченное им лицо (физическое лицо - предпринимателя или уполномоченное им лицо) с результатами государственного надзора (контроля) в сроки, предусмотренные законом;

- в части права субъекта хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля) среди прочего, требовать от должностных лиц органа государственного надзора (контроля) соблюдения требований законодательства и недопуска должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к осуществлению государственного надзора (контроля) , если, в частности, государственный надзор (контроль) осуществляется с нарушением предусмотренных законом требований относительно периодичности проведения такого мероприятия и если должностное лицо органа государственного надзора (контроля) не предоставило копии документов, п Предусмотрено настоящим Законом, или если предоставленные документы не соответствуют требованиям настоящего Закона.

3) требований Закона Украины от 03.11.2016 № 1728-VIII "О временных особенности осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»:

мораторий на плановые проверки и ограничения на внеплановые проверки, введенные статьями 2, 3 и 6 распространяется на органы лицензирования как органы государственного надзора (контроля);

В соответствии с Законом № 222, если лицензиат в течение срока вступления в силу решения органа лицензирования об аннулировании лицензии подает жалобу (апелляцию) в Совет, действие этого решения органа лицензирования приостанавливается до принятия решения специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования (ДРС) по результатам рассмотрения апелляции Советом, а лицензия, в отношении которого орган лицензирования принял решение об аннулировании и в отношении которого Советом рассматривается апелляция на решение органа лицензирования, действует до дня принятия соответствующего решения специ в уполномоченным органом по вопросам лицензирования.

Источник: ГРС