На минувшем собрании членов Ассоциации ВОКК (22.10.14 г., г.Одесса) участники рассмотрели возможность распространения профилактических печатных материалов для предупреждения инфицирования вирусом Эбола моряков, которые в составе экипажей судов могут заходить в порты Африки.

Для таких экипажей  Международной палатой судоходства (ICS), Международным морским советом работодателей (IMEC) и Международной федерацией транспортников (МФТ/ITF) разработаны рекомендации по предупреждению инфицирования:

1.  Капитан судна должен гарантировать, что его экипаж осведомлен об опасностях и ознакомлен с рисками передачи вируса.

2. На судах, заходящих в страны с повышенным риском, в обязательном порядке должно соблюдаться требование кодекса по охране судов и портовых сооружений (ОСПС), согласно которому, посторонние лица не имеют права подниматься на борт теплохода.

3. Капитану следует внимательно изучать возможность схода моряков на берег в опасных портах

4. Судовладелец/оператор должны избегать смены членов экипажей в портах стран, где существует очаг лихорадки Эбола.

5. Экипаж должен быть осведомлен о симптомах вируса и при обнаружении признаков, сообщить ответственному медицинскому работнику на судне.

(Официальная информация Международной Палаты Судоходства - http://www.ics-shipping.org/ebola-information

Сайт Международной Морской Организации, где содержится ряд документов, дающих развернутые рекомендации для капитанов судов и моряков-  http://www.imo.org/MediaCentre/HotTopics/ebola/Pages/default.aspx)

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сделала заявление о том, что вспышка болезни, вызванной вирусом Эбола, в 2014 г. в Западной Африке является «чрезвычайным событием» и представляет риск для здоровья населения в других странах (ВОЗ, 2014б). В Евросоюзе зарегистрированы 9 случаев инфицирования вирусом Эбола.

Быстрому перемещению источников возбудителей инфекции (инфицированных людей) способствует  активизация миграционных процессов, в том числе рост уровня трудовой миграции, туристических и деловых поездок, в частности в те регионы, которые ранее по причине ограниченных транспортных услуг были недоступны.

 Это способствует, завозу возбудителей на территории, не являющиеся эндемичными по той или иной инфекционной болезни, и при наличии условий для реализации механизма передачи микроорганизма — возникновению эпидемических вспышек, эпидемий и даже пандемий.

Случаи заболевания или завоза болезни, вызванной вирусом Эбола, на территорию Украины не зарегистрированы. Однако ввиду современных средств коммуникации исключить такой риск нельзя ни для одной страны мира.

Распространение вируса во время вспышки происходит за счет его передачи от человека к человеку при тесном контакте (через поврежденный кожный покров или слизистую оболочку) с биологическими жидкостями больного, а также при опосредованном контакте с объектами, загрязненными такими жидкостями.

К сожалению, до настоящего времени не существует как коммерческих вакцин, так и специфического лечения болезни, вызванной вирусом Эбола. Сегодня применяют только интенсивную поддерживающую терапию. В регионах Западной Африки, где нет необходимого медицинского снабжения, образования или инфраструктуры, бороться с эпидемией весьма сложно, однако все известные нам меры предосторожности вполне позволяют обезопасить себя от заражения.

Министерство здравоохранения Украины и Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины принимают все необходимые меры по предупреждению завоза болезни, вызванной вирусом Эбола, на территорию страны (МОЗ України, 2014). Усилен санитарно-эпидемиологический контроль в пунктах пропуска через государственную границу и обеспечена готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, предусмотренных комп­лексным планом санитарной охраны территории регионов.

Под высоким пропускным режимом сегодня находятся воздушные рейсы, на которых могут быть пассажиры из стран, вовлеченных в эпидемический процесс. Пассажиры из этих стран в случае выявления признаков, сходных с клиническими проявлениями болезни, вызванной вирусом Эбола (температура тела >38 °С), проходят соответствующее медицинское освидетельствование и в случае необходимости их направляют в медицинское учреждение. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины и Министерство иностранных дел Украины рекомендуют гражданам страны воздержаться от посещения указанных западно-африканских стран до нормализации ситуации. Туристические агентства должны информировать клиентов об эпидемической ситуации в странах, возможном риске инфицирования, симптомах болезни и профилактических мероприятиях.

В случае пребывания на территории  стран,  где отмечается эпидемия болезни, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

часто мыть руки;

избегать контакта с кровью и биологическими жидкостями любого человека, особенно тех, кто болен;

не работать с объектами, которые могут быть контаминированы кровью или биологическими жидкостями инфицированных;

не прикасаться к телам умерших от болезни, вызванной вирусом Эбола;

не касаться летучих мышей и приматов или их крови и жидкостей, не употреб­лять в пищу мяса этих животных;

избегать попадания в больницу, где проходят лечение пациенты с болезнью, вызванной вирусом Эбола, при обращении за медицинской помощью;

в случае появления лихорадки (температура тела ?38,6 °С) и любого из таких симптомов, как боль в мышцах, животе, головная боль, диарея, рвота, необъяснимые кровоизлияния под кожу или кровотечения, необходимо сразу обратиться за медицинской помощью;

ограничить контакты с другими людьми по дороге к врачу, не посещать никакие объекты, помимо лечебного учреждения.

По возвращении из стран, где отмечается эпидемия болезни, вызванной вирусом Эбола, следует обратить внимание на состояние своего здоровья в течение 21 дня, а в случае появления выше­описанных симптомов — сразу же обратиться за медицинской помощью по телефону, сообщив о пребывании в течение предыдущих 21 дней в странах Западной Африки.

 

Использованы материалы  украинского медицинского сайта  «Український медичний часопис» http://m.umj.com.ua/article/80195/bolezn-vyzvannaya-virusom-ebola-problemy-i-perspektivy; рекомендации Международной палаты судоходства (ICS), Международного морского советам работодателей (IMEC) и Международной федерации транспортников (МФТ/ITF)