Как не попасться на уловки мошенников в сфере трудоустройства и получения морских документов

 Картинки по запросу игорь сафин

 

Директор крюинговой компании "V.Ships" Игорь Сафин прокомментировал «Морской Правде / The Maritime Telegraph» ситуацию с моряками, которые отдавали деньги за трудоустройство мошенникам из лже-крюингов  и в результате оказывались без денег и без работы.  

МП/MT: Мы знаем, что у Вас есть собственное мнение по поводу морских мошенников и крюингов, обманывающих моряков, и по поводу моряков, которые идут туда и платят им деньги. Скажите, как наши моряки могут обойти данные организации и обращаться только к серьезным организациям, какую информацию им нужно предоставить, чтобы они не попадались на крючок таких людей, которые просят деньги за трудоустройство.

- Давайте я разделю мошенничество на две части: первое – это мошенничество в сфере обучения и выдачи документов, а второе – в сфере трудоустройства. В последнем номере «Морской Правды» от 19 октября я прочитал статью о том, как фонд «Ассоль» пытается добиться справедливости по отношению к обманутым морякам.  Если тут фигурируют деньги, которые моряк заплатил за трудоустройство, а они еще всегда платят в долларах, то уже понятно, что это не плата за трудоустройство, а взятка. Во-первых, в Украине незаконно платить в долларах; во-вторых, если даже оплата сделана в гривнах, то крюинговые агентства или посредник должны выдать квитанцию и заплатить с этого налог. Поэтому я пологаю так, что «Ассоль» пытается добиться справедливости к обманутым морякам, которые в действительности давали взятки. То есть возникает нарушение закона: доллары, взятка, плюс неуплата налогов. Это таких моряков пытается защитить «Ассоль»?

А кто выяснил, что все эти пострадавшие моряки? Я бы еще ввел понятие, как человек, у которого есть морские документы, но это еще не моряк. Из моего личного опыта скажу, что почти все рядовые, которые попадались на удочку мошенников, они изначально сделали «пакет документов» незаконно. Схема очень простая! Такая услуга стоит полторы тысячи долларов по Одессе. Человек, который пытается как-то уйти в рейс и ищет простые пути, покупает морские документы, и посредники делают все сертификаты, делают поддельный плавценз, который сложно проверить. И после этого они получают документы матроса или моториста плюс паспорт моряка.  Но это не моряки, это люди, которые преступили закон и купили морские документы. Дальше, эти люди оказываются не востребованы, потому что эти посредники, которые продали «пакет документов»,   трудоустройство им не гарантировали. Эти люди с «пакетом документов» впоследствии оказываются не востебованны нигде, т.к. их нулевая квалификация вычисляется на 2-й минуте собеседования по специальности (я уже молчу об английском языке), и они чаще всего признаются, что нигде не учились, а документы купили... Однако 1500$ уже потрачены и потом такие горе-«моряки»  ходят ищут за деньги компанию, от которой можно уйти в рейс, и опять же попадают на мошенников, которые обещают их отправить в рейс.  Получается, что «Ассоль» добивается справедливости к людям, которые несколько раз преступили закон, включая дачу взятки за трудоустройство. По сути, люди, которые покупают «пакет документов»  - это те же мошенники, которые получили морские документы мошенническим путем и после этого обманывают потенциальных работодателей, выставляя свою «липовую» квалификацию за действительную.

 

Кроме того, все настоящие моряки знают, что вступила в силу Конвенция MLC 2006. Основополагающим фундаментальным камнем этой международной Конвенции является то, что моряк не платит за трудоустройство. Это значит, что он не только не платит за трудоустройство крюинговым агентствам, но и не платит за визы, за спецодежду, за авиабилеты, за профотбор. За все эти услуги платит судовладелец.  Поэтому если за эти услуги просят деньги, то это уже подвох.

МП/MT: Сейчас достаточно часто происходит ситуация, когда опытные моряки хотят поменять сухогрузный флот на оффшорный, но, к сожалению, крупные компании не берут без опыта в оффшоре.  И эти люди вынуждены платить деньги и делать фиктивный плавценз, потому что других вариантов нет.

- Начнем с того, что оффшорный флот уже резко ушел на убыль из-за падения цен на нефть на мировом рынке, и порядка 50-70% оффшорных судов стали на прикол. Оффшор уже не так популярен. И очень много моряков, которые работали в оффшоре, уже стремятся обратно вернуться в те компании, где они работали раньше на сухогрузных и наливных судах. Один известный в городе оффшорный крюинг продавал фиктивный «оффшорный» плавценз по цене от 6 до 10 тысяч долларов. Все наши оффшорщики знают эту компанию, она у всех на устах. А теперь, когда плавценз оффшорщиков проверяет Nautical Institute, а это очень серьезная проверка, то даже капитаны, которые очень давно купили этот плаценз за 6-10 тысяч долларов, потеряли работу в оффшоре, потому что Nautical Instituteнашел этот плавценз фиктивным. Это очень большой прогресс, что вопросом плавценза занимается такая серьезная организация! И отвечая на Ваш вопрос, я скажу, что варианты есть и они законные!  Я знаю старших офицеров и даже капитанов, которые уходили на оффшорный флот и начинали свой карьерный рост там с должности Junior Officer и только уже после этого становились третьими, вторыми помощниками и так далее.

У нас проверяется легитимность сертификатов об обучении при подаче на так называемый рабочий диплом для занятия определенной должности на судне. А вот  легитимность плавценза не проверяется, и поэтому появилась уйма посредников, которые делают фальшивые печати различных судов и  ставят их на документы подтверждающие плавценз, делают неразборчивую подпись капитана, и эта «липа» спокойно принимается инспекцией по дипломированию и капитанией порта. Вот даже Nautical Institute принял решение о доскональной проверке плавценза, а у нас эта проблема еще не решена. Получается, что моряки реально не соответствуют стандартам Конвенции STCW(ПДНВ) для занятия определенной должности на судне. И вот такие «моряки» с фиктивным опытом работы, который любой уважающий себя серьезный крюинг легко вычисляет, тоже начинают ходить по Одессе, попадают к мошенникам, и их кидают на деньги, и ни в какой рейс они не уходят. Такие люди попадают в замкнутый круг: аферисты по выдаче документов приводят их к аферистам по трудоустройству, везде платятся деньги (точнее взятки), и в итоге эти документы не нужны, и человек не моряк и невостребован на флоте.... Поэтому денег нигде платить нельзя!

МП/MT:  Мало того,  если такой человек каким-то образом попадет на судно, не имея никаких представлений и знаний о работе, он может оставить темное пятно на всех украинских моряках, правильно?

- Украина сейчас находится в «Белом списке», а не в черном, но в следующем году Украину будет проверять European Maritime Safety Agency (EMSA), и конечно нежелательно, чтобы такие негативные аспекты могли где-то всплывать и негативно влиять на репутацию настоящих украинских моряков, которые широго востребованы на мировом рынке труда.

МП/MT:  Что Вы делаете, если вдруг Вам попадаются фиктивные документы?

- Фиктивные документы сейчас уже часто не попадаются,  но остаются записи в Паспорте моряка, записи в Послужной книжке моряка. Представляете, к нам даже приходили устраиваться на работу люди, у которых были проставлены в документах фальшивые печати наших судов. У одного такого горе-«моряка» даже оказалось, что он типа у нас отработал три контракта! И когда мы находим сфальсифицированный плавценз, мы легко отслеживаем, какие у него документы и какие учебные центры участвовали в схеме получения «пакета документов». Я не судья и не прокурор, но моя позиция такова: при нахождении таких документов я, как добропорядочный гражданин, сообщаю о таких фактах в правоохранительные органы.  И делаю это, не для того, чтобы наказать моряка, а чтобы найти посредника-мошенника, который своими действия ставит под угрозу жизнь этого самого моряка и экипаж судна в целом! Конвенция STCW(ПДНВ) написана кровью и жизнями моряков, для того, что бы на борт судна не попадали неквалифиципрванные люди! Морское судно – это источник повышенной опасности, где «SAFETY FIRST!» eщё никто не отменял, когда неквалифицированный человек с «пакетом документов» на борту может угробить и себя, и других.

МП/MT:  Подытожив, можно сказать, что нельзя ни в коем случае платить деньги за трудоустройство, нужно обращаться в серьезные компании. А если кто-то требует деньги, то обращаться в отделение милиции.

- Нельзя платить не только за трудоустройство, но и за документы, и за плавценз. Для того чтобы это определить, когда с вас требуют взятку или какой-то фиктивный платеж, человек должен четко знать, что платеж должен быть осуществлен в гривне с получением чека. То есть оплата должна происходить не наличными, не долларами в подворотне или в офисе, а официально через банк, тогда у человека есть квитанция об оплате.  В таком случае, он всегда может предъявить чек и добиваться справедливости. Ну а о формах всякого рода посреднических «услуг» за деньги, а фактически это взятка, я рассказал детально выше и которые должны насторожить, если вам предлагают платить.