Идут дебаты?
Острые споры на тему, быть или не быть лицензированию посреднической деятельности по трудоустройству для работы за границей, продолжаются.
Дело в том, что вышел закон о лицензировании некоторых видов деятельности, а позже к нему – Лицензионные условия, утвержденные 23 декабря 2015-го.
Наступила некоторая ясность. Но она не принесла спокойствия. Лицензионные условия оказались более чем на половину сырыми.

Это подтвердил в Одессе консультативный семинар 11 марта с привлечением идеолога этого процесса, начальника отдела лицензирования деятельности по посредничеству в трудоустройстве за границей Департамента рынка труда и занятости Минсоцполитики Украины Елены Бунякиной.
Многие правовые нормы новых законов имеют двойное толкование. Закон о лицензировании надо менять, отредактировав эдак процентов на 60, – это общее мнение. Срок – до конца года. Если удастся, может посреднику станет легче. Кто знает?

Уж коли зло пресечь!..
Есть ответ! – решительно заявляет генеральный директор Ассоциации «Всеукраинское объединение крюинговых компаний» капитан Вячеслав Кисловский. – Он в том, чтобы упразднить лицензирование. И работать по существующим международным стандартам. Я опросил многих лицензиатов «крюинга»: «Назовите хотя бы аргумент в пользу необходимости лицензии!» И никто ничего не сказал вразумительного.
Некоторые высказывания капитана были революционным укором консервативности посредников. Упорство, с каким Вячеслав Георгиевич настаивает на отмене лицензии в морском посредничестве, заслуживает внимания и имеет сторонников в ВОКК.
Вот одна из его цитат:
– Лицензия, кроме вреда и коррумпированности, ничего не приносит. Она предполагает контроль и проверки посредников чиновничьими комиссиями. Отписки можно строчить тоннами: их все равно никто из проверяющих не прочтет. А конфиденциальные данные в договоре между судовладельцем и менеджером никто не даст. Сейчас чиновники ходят надутыми, так как проверки бизнеса запрещены Кабмином до конца года. И привычным вымогательством им заниматься не с руки. Но лицензия так и остается способом откупиться от чиновника, – говорит Кисловский. – Между тем отправлять моряков в рейсы нужно. Должен быть четко очерчен морской сектор в международном распределении труда? Конечно! Входит ли в этот ракурс лицензия? Нет!

Лицензиатом можешь ты не быть. Но сертификат иметь обязан
В Европе посредничества нет! Есть такое мнение в Украине.
– А что же там?
– Там есть трудоустройство за границей! Службы найма, о которых говорится в Сводной Конвенции МОТ «О труде в морском судоходстве» (так называемой MLC-2006). Понятия посредника в Конвенции нет, – говорит капитан. – Сегодня на рынке морского трудоустройства Украины работает 769 компаний, имеющих лицензии. Из них порядка 250 – в Одессе. И от кого их защитила лицензия? От подпольщиков «черного крюинга»? Нет, как видим! Так зачем она нужна?! Нелегалы существуют, процветают и облапошивают моряков. А все потому, что сама система, созданная государством, не рассчитана на борьбу с «черными».
– А почему последние возникают?
– Потому что много неквалифицированных моряков, которые хотят попасть на флот «на шару». Просятся «плавать» таксисты, трактористы, операторы котельных. Приносят документов в два раза больше, чем требуется, потому что не знают, какие нужны. Мало того, что обслуживать судовую машину совсем не то, что автомобильный дизелек. Пришельцы не готовы к морской работе психологически. Но – идут. Платят по 2 тысячи долларов за обещание получить должность. И попадают впросак, – говорит Вячеслав Кисловский.
– Поэтому вы противник лицензии?
– Я не противник лицензии, а противник того вида, в котором она существует сейчас, – продолжает капитан. – Давайте обратимся к стандарту 1.4 Конвенции MLC. Там ясно сказано, что такое служба найма и какой она должна быть. Так пусть она и будет в Украине.
Вячеслав Кисловский объясняет, что, как только Украина подпишет Конвенцию MLC, она обязана будет выдавать официальные документы от имени Морской администрации Украины, которой является Министерство инфраструктуры Украины, а это сертификат соответствия Стандарту 1.4 Конвенции МЛС. А это значит, что в любом случае появится госдокумент на соответствие Конвенции. Это положение относится и к частной службе найма для моряков, отличной от понятия посредничества.

В Польше – не горше
Вячеславу Кисловскому больше всего по душе пример Польши.
– Мы соседи. У нас сходная система образования, тип мышления, работа флота. Но полякам сказали: в бизнесе можно делать все, что не запрещено. Там прекрасно обходятся без лицензий. Чтобы трудоустраивать моряков, физическому либо юридическому лицу достаточно зарегистрироваться в воеводстве (местный орган власти) – это государственная регистрация.. Второе – получить сертификат соответствия Стандарту 1.4 Конвенции МЛС 2006. Этот документ может выдавать любое авторитетное международное классификационное общество – члена МАКО. А затем, обладая этими двумя документами, в Морской администрации страны заявительным порядком получается сертификат для работы – это и есть контроль со стороны государства, и никаких других документов в процессе работы не требуется, говорит Кисловский.
– Контролировать выполнение Конвенции может только Морская администрация. В Украине ее нет. Придется создавать?
– Ничего создавать не нужно, – говорит Кисловский. – Морская администрация в Украине – это Мининфраструктуры. Оно должно только признать наличие первых двух документов и выдать международный сертификат соответствия.
– Сертификат хорош. Но, наверное, дорог?
– Конечно, за право пользоваться им нужно будет заплатить госпошлину, такую же как и за теперешнюю лицензию. Практически все системные компании имеют сертификат классификационных обществ, как и большинство официально работающих на рынке частных компаний. Это не является реальной проблемой.
– А МИУ захочет брать на себя дополнительную функцию, которая принадлежала Минсоцполитики?
– Оно уже принимает на себя эти обязательства.
– Значит, скоро посредникам, которым сертификат не по карману, конец?
– Лицензионную систему необязательно отменять. Кто хочет этой дурью маяться и еще не навоевался с чиновниками, пусть продолжает работать по старинке. После очередного рейда контролеров сам откажется. Но одно не исключает другое. В той же Польше предельно просто: зарегистрировался в госоргане, получил сертификат и отправляй моряка «под флаг». Но руководствуйся международными конвенциями. В Украине посредническая система останется такой же, как была.

Не путай флотских с сухопутными
Всего в Украине трудовых мигрантов около 8 миллионов. Моряков среди них 80 тысяч. Отсюда Вячеслав Кисловский делает вывод, что лицензировать нужно тех, кто помогает найти работу людям другой – менее оплачиваемой профессии. Уборщики, мойщики окон, заправщики автомобилей, сиделки, горничные и другие представители «сухопутных» специальностей уезжают поодиночке, а не так систематически, как моряки, и практически не поддаются учету.
– У моряков есть деньги. И есть, как говорится, что проверять и ради чего находить нарушения. Это достаточные основания, чтобы предпринимателей, занимающихся трудоустройством моряков, отнести к отдельной группе. Им не нужны контролеры, потому что это организованный контингент, способный к саморегулированию. Частные общества, выдающие сертификаты, будут чистилищем от подпольного «крюинга», – считает Вячеслав Кисловский.
Сейчас его энергия нашла выход в письме к главе Госрегуляторной службы Украины Ксении Ляпиной и заместителю председателя Комитета ВРУ по вопросам промышленной политики и предпринимательства Александре Кужель. Что скажут на эти тезисы столь ответственные специалисты дерегуляции рынка?

http://moryakukrainy.livejournal.com/3008301.html