Внуки лейтенанта Шмидта. На 100 тысяч долларов жулики от морского трудоустройства «под флаг» вознамерились взгреть флотских специалистов, ищущих работу. Эта выяснилось на досудебном расследовании, проведенном следственным отделом СБУ в Одесской области. Там 5 ноября было возбуждено уголовное дело № 2201317000000146 по махинациям ряда лиц, открывших некую «крюинговую» компанию «S.G.M. AMERICAN SHIPPING LTD», офис которой еще недавно был в Одессе на улице Лейтенанта Шмидта. Дети лейтенанта уже фигурировали в хронике обмана. Теперь, наверное, эстафету взяли внуки?

Сигналом в органы стал визит одного матроса в благотворительный фонд помощи морякам «Ассоль». Там он в состоянии сильного стресса поведал, как стал жертвой обмана проходимцев, содравших с него 1000 долларов за отправку на судно. Как оказалось – мнимую!

До этого парень работал на судне, где случился сильный пожар. Он остался цел, но пережил психологический срыв, и не мог вернуться к флотской работе. Наконец, собрался с духом. Начал восстанавливать документы. Тут и привела его судьба на Лейтенанта Шмидта, где пообещали помочь, но запросили 1000 долларов. Он влез в долги, передал «штуку зелени», кому указали. А через несколько дней оставалось только поцеловать замок на двери офиса.

Кроме него также попались на увещевания жуликов еще 25 человек. Список «крюинговых» компаний, в которые обращались бедолаги, есть в фонде. Там же есть контакты, по которым можно связаться со следователем, занимающимся этим делом.
По сарафанной почте моряки передают друг другу, что максимальная сумма, которую нужно заплатить за выход в рейс, не превышает величину месячного оклада. Такса может быть и ниже, как в нашем случае, и это только располагает моряка, намаявшегося без денег на берегу. Но ясно, что полюбовная плата за реальный выход в море не равнозначна деньгам, отданным, по сути, за дырку от бублика.

Между тем, промышленность снижает объемы производства, оффшоры закрываются, контейнерные перевозки сокращаются, и в полку безработных прибывает отчаянных голов. В ажиотаже растущей безработицы многие теряют элементарную бдительность. Это и используют представители теневого «крюинга».
В «Ассоли» спросили моряка, пострадавшего от обмана: «Как же ты доверился мошенникам?» Он вздохнул: «Они были так убедительны!»

Сказка ложь. Но в ней намек
Действительно, часть мошенников, рассказывавших сказки, задержаны. Выяснилось, что некоторые из них много лет работали в компании  «Капитан Бейлис» и досконально знают систему морского трудоустройства. Кроме этого, они нагло использовали имидж известной компании, многие годы честно и легально работающей на рынке. Они умело инсценировали авторитетность своей конторы, по старой хорошей традиции собирали моряков на предотъездной инструктаж. Приглашали на встречу «представителя» судовладельца. Перед этим рядовым, у которых больше сложностей с трудоустройством, обещали новенькое судно постройки 2011-го, прекрасные условия проживания, зарплату 2000 долларов в месяц. И те, забыв, что выше 1700 долларов зарплаты практически нигде не бывает, радовались удаче.

Все эти сказки для моряков собраны в папки уголовного дела. К нему приобщены, например, квитанции к приходному кассовому ордеру под соответствующим номером об уплате 25 тысяч 230 гривен (по курсу доллара). У кого есть такие же квитанции, могут обращаться к следователю. Возможно, по ним вернут часть денег.

На деревню дедушке
Образец контракта, показанный одним из пострадавших моряков, похож не так на документ, регламентирующий деятельность на борту, как на грамоту, писаную Змеем Горынычем в тридевятое царство. Почитаем эту бумагу в переводе на русский язык!
На первой странице телефонов и электронной почты судовладельца нет. Адрес есть: 34-44 Куба Авеню, республика Панама. Помните письмо чеховского мальчика Ваньки Жукова: «На деревню дедушке…»?
Дальше: «Работодатель может направить вас на любое судно по своему усмотрению». Читай: не на то супер-классное, которое было обещано в конторе «сказочниками». А на любое.
Дальше: «Зарплата сформирована на основе 12-часового рабочего дня». Но вахты стоят по 4 часа. Какой работой будут загружать остальное время?

Дальше: «Зарплата начисляется по истечению двухнедельного срока…». А первые две недели работы что же: за спасибо?
Дальше: «Испытательный срок составляет 2 недели, в течение которых компания может уволить моряка без уведомления». То есть, через полмесяца тебя (с твоего же согласия!) могут отправить в… никуда без выходного пособия.
Дальше: «Работник обязан обеспечить все сертификаты, которые на данный момент являются актуальными». Это вместо конкретного перечня требуемых документов. Что значит «актуальные» глазами судовладельца? Как быть, если вдруг актуальность документа изменится во время рейса?

Дальше: «Виновная сторона будет нести ответственность за следующие расходы, например, обратный билет, заработная плата…». «Например», это как – по выбору хозяина? А почему бы и нет, если точно эти расходы не оговорены?
Это вообще перл: «Работники обязаны проходить в состоянии алкогольного или наркотического опьянения испытания. Если того требует компания». Значит, по желанию судовладельца испытать, какую дозу ты можешь выдержать, нужно будет пить водку или колоться в присутствии эксперта? Интересно, выпивка за счет компании? Не оговорено!..
Удивляет и запись: «Применяются законы Японии». Значит, чтобы работать в «Американ Шиппинг», находящейся в Панаме, нужно изучить законодательство страны Восходящего Солнца? И вся эта писанина заканчивается обязательством, взятым с моряка, не разглашать условия договора.

Лень вперед моряка родилась?
Психологи считают, что моряк здесь проявляет как присущую профессии авантюрность, так и обычную лень, которая не дает вникнуть в тему.
– Мы живем в ХХ1 веке, – говорит глава правления «Ассоли» Анна Муругова. – Если посидеть денек у интернета, можно установить легальность судовладельца, наличие именно в его собственности предложенного для работы судна. Удостовериться, что оно не выставлено на продажу. Не нужно также обольщаться копией лицензии, предъявленной в «крюинге». Стоит посетить сайт Министерства соцполитики и посмотреть, не поддельный ли это номер. И, конечно же, вдумчиво читать контракт!

Курсанты, которым объясняют систему трудоустройства и меры предосторожности тоже, как выходит на поверку, все наставления впускают в одно ухо, в другое выпускают. Берут у мамы из кубышки 1000 долларов и бегут давать взятку, аж пятки сверкают. И потом остаются на берегу, «не солоно хлебавши». Между тем, в отделе виз, где выясняется, что на ребят подавали представления по ложным документам, потом очень долго приходится объяснить свою невиновность в подлоге.
А сказок под Новый год много!

Владислав Китик,  
«МОРЯК УКРАИНЫ»,  № 49 от 16.12.2015-го