"Высокотехнологичные суда бросают вызов морской профессии" - так называется публикация на электронной странице газеты "Моряк Украины" от 8 октября 2015 г. (http://moryakukrainy.livejournal.com/2721119.html)

Уровень и объем профессиональных знаний моряка все время повышается, чтобы соответствовать техническим новшествам, которые внедряются на судах. Это постоянное развитие вызывает трудности, связанные с необходимостью соответствующей профессиональной подготовки кадров, чтобы обеспечить безопасность на борту. По мере того, как судоходная отрасль двигается в направлении дистанционного управления если не полностью беспилотными судами, морская профессия приближается к очередному переходному этапу, который преподносит свои собственные требования и испытания в вопросах профессиональной подготовки и трудоустройства.

В этом отношении самая распространенная сегодня проблема связана с дистанционной автоматизацией и удаленным контролем датчиков. Автоматизированные суда, оборудованные датчиками, передающими огромное количество информации, нуждаются в штате сотрудников на борту, которые способны проанализировать весь этот поток информации и разобраться с системами. Таким судам по-прежнему будут нужны инженеры-механики, но иного уровня, отмечает пресс-секретарь «Lloyd's Register Energy Marine» Ник Браун. «Судоходная отрасль всегда испытывала потребность в инженерах, однако в повседневной эксплуатации судов, похоже, больше полагаются на автоматизированные системы и данные», – уточняет он.

Обучение по-новому

Кроме того, Ник Браун отметил, что отрасли следует готовиться к обучению «следующего поколения моряков новым методам работы». Он сказал, что такие компании как, например, «Shell» «лидируют в разработке специальностей, которые смогут соединить в себе обязанности как тех, кто работает в море, так и берегового персонала».

Профессор Аджит Шеной, директор института «Marine and Maritime Institute» в Саутгемптоне, согласен с господином Брауном. Он считает, что в будущем будет расти потребность в инженерах-системотехниках на борту судов. Что же касается будущей профессиональной подготовки моряков, то он видит ее так: «Впереди нас ждет совсем другой вид образования: профессиональные знания и навыки будут повышаться на регулярной основе, так как появится необходимость обеспечить их соответствие новым технологиям и технике, чтобы приходящие на борт моряки могли обращаться с новыми технологиями правильно и безопасно».

Изменятся и требования к учебным заведениям, выпускающим моряков: «Нынешняя система образования будет нуждаться в постоянном наблюдении, в учебную программу необходимо будет регулярно включать новые научно-технологические аспекты».

Эндрю Линингтон, директор по проведению кампаний профсоюза «Nautilus International», сказал, что профсоюз давно добивается приведения в соответствие морского образования и технического. Например, эволюция радио-офицеров и инженеров-электротехников произошла после внедрения ГМССБ (Глобальной морской системы связи при бедствии и безопасности), которую Линингтон назвал «квантовым скачком в развитии систем связи».
«Мы получили разработанную в Великобритании систему, которую затем отправили в Международную морскую организацию (ИМО) для обсуждения в рамках пересмотра Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ), в итоге появилась международная система подготовки и дипломирования инженеров-электромехаников», – напоминает Линингтон. «Мы хотим быть уверенными, что о человеческом факторе не забудут, что программа обучения будет разработана таким образом, чтобы подготовить моряков на должном уровне для работы с новыми технологиями», – добавляет он.

«Операторы-станочники»

Эндрю Линингтон высказал озабоченность, что внедрение систем автоматизации возможно сделает профессию моряка более скучной: «Неужели морякам придется превратиться в дежурных у монитора и операторов-станочников?» Тем временем профессор Шеной напротив считает, что более высокая квалификация предполагает большее удовлетворение от работы, ведь если к профессии моряка будут предъявляться более высокие требования, то и общие условия труда должны стать лучше.

Проблему он видит в другом: в том, что менеджеры начнут набирать экипажи «среди кандидатов наук», поскольку дисциплины, по которым присваивают ученую степень, охватывают тот уровень и набор знаний, которые нужны для того, чтобы работать с новыми технологиями. Это может привести к обесцениванию морских профессиональных знаний и труда обычных моряков. «Скорее всего, такому персоналу просто будет необходимо пройти обучение по некоторым аспектам, связанным с работой на судах, однако моряками в традиционном понимании этого слова они являться не будут», – предполагает он.

Источник: «HIS Maritime360»
Перевод: ЦИА РПСМ