Возникшие проблемы дипломирования моряков по причине «Эффекта 2016 года», вступления в силу «Манильских поправок» к Конвенции ПДНВ, обеспокоили Ассоциацию «Всеукраинское объединение крюинговых компаний» (ВОКК).
17 августа в Одессе представители ассоциации кадровых посредников наметили меры по изменению правил обновления документов, подтверждающих квалификацию моряка. 
До конца года Украина должна завершить работу по имплементации так называемых Манильских поправок к Конвенции о труде и морском судоходстве 1978-го, пересмотренной и значительно дополненной в 2010-м в столице Филиппин, Маниле, что обеспечит морякам должный уровень защиты их трудовых прав.

  

– Это очень важное условие и просто очень необходимо для морского сообщества, – отметил генеральный директор ВОКК Вячеслав Кисловский, – так как мы сможем решать все морские вопросы на основании международного законодательства и работать по мировым стандартам. На повестке дня остро стоит проблема с выдачей квалификационных документов морякам, – подчеркнул Вячеслав Георгиевич.
Сегодня более 16 тысяч моряков в Украине должны обменять документы, лицензии, у которых закончился срок действия. Правда, неофициально говорят, намного больше.
– Чтобы успеть продлить все документы до 31 декабря, нужно в рабочий день принимать по 150-180 человек по Украине, – отмечает Вячеслав Кисловский. – Но пока мы видим другую картину. В Одесском региональном отделении Инспекции по вопросам подготовки и дипломирования, даже с учетом нового офиса и некоторых изменений условий работы, судоводителей проходит 18 в день, судомехаников – еще меньше. Очереди не уменьшаются. Вопрос может решить электронное тестирование, которое должно быть запущено с 15 сентября.
В то же время кадровые посредники, которые заинтересованы в том, чтобы моряки как можно скорее получили необходимые документы и ушли в рейс, настроены скептически.

 

 

– Ни для кого не секрет, что моряки для быстрого решения своих вопросов платят посредникам, – сообщила представитель компании «Univis» Елена Беспалова. – И эту схему можно сломать только введением электронного тестирования. Но затягивание с ее внедрением говорит о том, что кому-то невыгодно уменьшение очередей.

 

– Решение вопроса я вижу только в самом скором запуске системы электронного тестирования, – настаивает директор компании V.Ships (Украина) Игорь Сафин. – И соответствующая работа уже проведена. Подготовлены вопросы. Насколько они актуальны, можно решать уже во время процесса. Но его нужно как можно скорее запускать.
Чтобы увеличить пропускную способность Инспекции, по словам Вячеслава Кисловского, нужно поменять правила, которые не дают возможности Квалификационной комиссии принимать максимальное количество человек. В Одессе работают уже пять комиссий, но этого недостаточно. К сожалению, уровень оплаты членам комиссий низкий и непривлекательный для участия в их работе специалистов. Оплата за участие мизерная.
– Поэтому нужно поднять тарифы для членов комиссии, – отмечает председатель ВОКК, – чтобы привлечь больше моряков со стажем для участия в комиссиях.
Тормозят процесс и бюрократические препоны. Моряку приходится собирать бумаги, брать справки из разных учреждений, когда должен быть один реестр, где будет указано, какое образование и где получил моряк, прошел тренинги, плавательный ценз. И это облегчит работу комиссий.
– Раньше была система электронной проверки «Экипаж», – напоминает Вячеслав Кисловский. – Сейчас ее нет. И когда моряк приходит на комиссию, начинают проверять документы с нуля. А это время. Поэтому нужна компьютерная регистрация, связанная с легитимностью, чтобы можно было проверить моряка и в кратчайшее время выдать ему документы.
А пока перед Инспекцией дипломирования и подготовки моряков скапливаются еще большие очереди моряков, которым нужно переоформить сертификаты.
– Если не будет запущена система тестирования в срок, мы столкнемся с проблемами уже в ноябре, – отмечает Игорь Сафин. – Для крупных крюинговых компаний может наступить коллапс. Моряки не смогут предоставить необходимые документы, чтобы уйти в рейс. Украинского моряка заменят филиппинцы. И мы потеряем морской рынок труда.
В то же время все понимают, что «переварить» такое количество моряков инспекции вряд ли смогут. Поэтому представители крюингов предложили обратиться в Министерство инфраструктуры, чтобы подать в ИМО письмо с просьбой о продлении действия сертификатов моряков хотя бы на полгода.
– Подобных обращений среди стран-участников морского рынка труда пока не наблюдалось, – комментирует Игорь Сафин. – Например, Филиппины, у которых тоже были проблемы с выдачей документов, постарались решить эту проблему внутри страны. И дело Украины – выйти из этой ситуации и сохранить свое лидирующее место по количеству моряков в мире и Европе.
Однако даже те шаги, которые были предприняты государством для упрощения выдачи и обмена документов, не выполняются. Приказ министра инфраструктуры № 812 говорит, что выдача квалификационных документов моряков и подтверждений для них осуществляется капитанами морских портов Украины после подтверждения квалификации в ГКК. Капитания порта должна поменять диплом в 10-дневный срок.

 

 

– Пока это делает только Одесская капитания, – отметил Владимир Иванович, директор кампании «Epsilon». – Остальные требуют менять весь пакет документов. Поэтому нужно обратиться в Министерство инфраструктуры, чтобы оно обязало все капитании менять документы морякам в установленный срок.

 

В то же время адвокат Юрий Сергеев (юридическое бюро Сергеевых) адресовал ряд вопросов Морской администрации. С принятием Манильских поправок с 2010 года инспекции должны выдавать сертификаты морякам на основании ПДНВ по новой форме (с ссылкой на соответствующую главу Конвенцию). Но документы выдаются «по старинке». Будут ли они действительны в дальнейшем и в течение какого времени? И в каком порядке обменивать документы с периодом действия до 31 декабря? – озвучил вопросы юрист.

Чтобы эффективнее отстаивать права моряков, Ассоциация ВОКК предлагает вести координацию между всеми объединениями, защищающими крюинговый бизнес и моряков. Рано или поздно, но вопрос создания Реестра моряков Украины нужно будет решать, что и рекомендует участникам Конвенции Резолюция 5 – «создать электронную базу данных для проверки выданных квалификационных документов моряков и подтверждений к ним, а также для ответов на запросы по указанным документам».

– Если правительство до сих пор этого не сделало, то мы должны сделать это сами. И потом наши базы станут востребованными для всех, – уверен Вячеслав Кисловский. – Весь мир пользуется реестрами моряков, где указаны данные об образовании и плавцензе моряка. Это облегчит выдачу документов и предотвратит фальсификации.
Представители крюинговых компаний договорились начать работу над созданием реестра, стимулировать запуск компьютерного тестирования и держать ситуацию под контролем.

 

Инна Ищук, Анатолий Венгрук,
«МОРЯК УКРАИНЫ»,  № 33 от 24.08.2016-го